В Казахстане необходимо принять системные меры по выводу из тени внутренней торговли, передает LS.
Такие задачи расписало министерство торговли и интеграции в "Концепции госпрограммы развития торговли РК на 2021-2025 годы", которая уже вынесена на обсуждение.
Согласно документу, одной из существенных проблем в торговле является высокий уровень теневой экономики.
"По данным статистики, оптовая и розничная торговля в течение последних трех лет занимает самую большую долю теневой экономики в ВВП, объем которой доходил до 5,2 трлн тенге в 2018 году. Таким образом, порядка 51% валовой добавленной стоимости всего сектора находится в тени", – говорится в документе.
В связи с этим одной из задач ведомства на ближайшие годы является создание благоприятных условий для развития внутренней торговли и сокращения теневой торговли.
"Внутренняя торговая политика будет максимально открытой, при этом государство будет стимулировать повышение конкурентоспособности отечественных производителей и создавать благоприятные условия для развития массового предпринимательства во внутренней торговле. Ключевым резервом для роста является сокращение теневой торговли. В связи с этим необходимо принятие системных мер по выводу из тени, которые позволят "обелить" торговлю. Совершенствование государственного регулирования торговой отрасли будет направлено на устранение административных барьеров в торговой отрасли, стимулирование процесса “ретейлиризации” как ключевого фактора развития внутреннего производства и сокращения теневой экономики", – говорится в концепции.
Так, в 2021 году министерство планирует снизить долю теневой экономики в торговле в ВВП до 8%, в 2022 году – до 7,3%, в 2023 году – до 6,6%, в 2024 году – до 5,9%, а в 2025 году – до 5,2%.
Напомним, по данным комитета по статистике, в Казахстане обеспеченность населения торговыми площадями составляет всего 634 кв. м на 1 тыс. человек, в то время как в странах Европейского союза – от 1,1 тыс. кв. м до 1,7 тыс. кв. м на 1 тыс. человек.
Согласно исследованию Nielsen, наиболее высокой посещаемостью характеризуются магазины у дома – 17,8%, супермаркеты – 5,7%, открытые рынки – 3,6%, гипермаркеты – 3,7%.