Управляющий партнер компании Deloitte в Каспийском регионе Марк Смит и партнер департамента налогов и права Владимир Кононенко прокомментировали LS готовящиеся изменения в налоговом законодательстве. По словам собеседников, инициатива законотворцев о том, что спорные ситуации будут решаться теперь в пользу налогоплательщика, заслуживает одобрения.
Как отметил Марк Смит, данное положение чиновники пытаются продвинуть уже давно. Ведь на практике возникает много спорных моментов, когда налоговое законодательство может трактоваться двояко и сейчас эти вопросы решаются в пользу контролирующих органов.
Представитель компании Deloitte также рассказал, как повлияет изменение правил постановки на учет по налогу на добавленную стоимость (НДС).
"Государство пытается увеличить доходную часть бюджета, и оно хочет, чтобы плательщиков НДС было больше и в него вошли также те компании, доход которых не так уж и велик. Последовательно понижая порог для постановки на учет по НДС, фактически расширяется круг плательщиков данного платежа за счет малого и среднего бизнеса. А если их налоговая нагрузка увеличится, то конечно же могут вырасти и цены на их услуги и товары.", - добавил Марк Смит.
Кроме того, эксперты позитивно оценили планы правительства по установлению упрощенного режима учета доходов и расходов (так называемый режим фиксированного вычета) для МСБ.
"Сейчас правительство пытается ввести в норму, когда облагаться налогом будет только доход за минусом фиксированных затрат. Это более справедливый подход. Если мы рассмотрим опыт США или Европы, то в этих странах облагают именно доход и он облагается по прогрессивной шкале - чем выше доход, тем выше налог. Это эффективная мера, которая давно работает на Западе. А принцип налогообложения "доходы минус расходы", будет приближен к этой норме. Вопрос возникает о ставке, и вряд ли она будет выше существующей. Предполагаю, что она не будет 20%, скорее всего она будет ниже – может 10%, может 15%", - добавил Марк Смит.
В свою очередь, по мнению партнера департамента налогов и права компании Deloitte в Каспийском регионе Владимира Кононенко, снижение ставки корпоративного подоходного налога (КПН) с 20% до 18% в течение одного года для компаний, выходящих на IPO, ощутимо не скажется на бизнесе.
"Если посмотреть пропорцию платежей в бюджет, то КПН не является самой большой доходной частью бюджета. Крупные поступления государство получает с НДС, подоходного налог с физлиц, социальных отчилений и так далее. Ожидаемый эффект тут не совсем понятен, потому что компании, которые только выходят на IPO не всегда прибыльны в первый год и могут не платить КПН. Это скорее символическая мера и, не думаю, что обязательно повлечет рост интереса к выходу на биржу", - утверждает эксперт.
Также он рассказал о том, какие моменты следовало бы, по его мнению, включить в новый проект документа.
"Налоговому законодательству Казахстана не хватает последовательности. На Западе есть такое понятие, как прецедент. Если существует судебное решение по какому-то вопросу, связанному с налоговыми спорами, то оно должно приниматься всегда, пока кодекс не поменяет эту норму. И бизнесу понятно, что в определенной ситуации он получит определенное решение суда. В Казахстане же одна и та же операция может быть интерпретирована по-разному и соответственно могут быть приняты разные решения. Эта непредсказуемость мешает бизнесу и ставит налогоплательщика далеко не в равные условия с теми, кто занимается контролем поступлений налоговых платежей в бюджет", - заявил Владимир Кононенко.
По его словам, когда судья принимает решение, он должен понимать, что создается прецедент который в последующем будет применяться при разрешении подобных ситуаций
Эксперт также высказался и по действующей норме трансфертного ценообразования.
"В этом вопросе Казахстану есть куда развиваться. В мире эта норма работает так, что контролю подвергаются только сделки между связанными сторонами. У нас же проверяются все сделки с нерезидентами. Что по сути своей не верно. Это необоснованный контроль, который противоречит самой концепции трансфертного ценообразования", - добавил представитель Deloitte.
По мнению Владимира Кононенко, в 90-х, когда эта мера была принята, вероятно, налоговым органам не хватало возможностей для проверки фактической взаимосвязанности сторон сделок и выявления недобросовестных компаний, скрывающих окончательных бенефициаров. Сейчас эти инструменты доступны.
"Поскольку Казахстан является поставщиком ресурсных продуктов (нефть, цинк, медь) предполагается, что при экспорте компании являются потенциальными нарушителями законодательства. Однако, чрезмерный контроль, который был введен лет 20 назад, до сих пор действует, хотя на наш взгляд не является адекватным, соответствующим современным реалиям. Тем не менее, насколько нам известно уже есть понимание, что эту норму нужно менять", - заявил он.
Как добавил эксперт, подобного подхода нет ни в одной стране.
Кроме того, Владимир Кононенко предложил включить в административный кодекс возможность нахождения компромисса при наложении административного взыскания.
"Я считаю, что у нас зачастую применяются штрафные санкции, за бухгалтерскую ошибку накладывается существенное наказание в отношении компании, которые фактически могут привести к ее банкротству. И наш административный кодекс не предполагает, что возможны какие-то консенсусы", - заявил он.