Что мешает Алматы стать умным городом

Тормозят рост закрытость проектов и компаний, слабая подотчетность и слабое бюджетное администрирование

1 ноября 2017 года

В 2018 году Центр развития Алматы совместно с Европейским банком реконструкции и развития объявят конкурс на строительство легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Алматы. Об этом сообщила председатель центра Жанна Тулегенова в ходе IDC Smart city, передает LS.

Она отметила, что основными критериями для одобрения компании в участии проекта будут несколько факторов. Это рентабельность для государственного бюджета, справедливость распределения государственных и частных средств, открытость и объективность данных.

"Последнее условие особенно важно, потому что информация о ведении проекта и затратам должна быть актуальной в зависимости от времени и всегда готовой для отчета. Бывали случаи, когда мы сами не могли получить новую информацию от подрядчиков и брали старую. Это приводит к непрозрачности и тому, что инвесторы  не хотят вкладываться в программы, город и страну", - пояснила Тулегенова.

Глава ЦРА добавила, что в вопросах создания Smart city страна сталкивается с несколькими проблемами. Одним из основных барьеров, по ее мнению, является устарелость метода анализа контроля проекта. Также тормозят рост закрытость проектов и компаний, слабая подотчетность и слабое бюджетное администрирование.

"Эти проблемы в государственных и частных инициативах нужно решать. Также стоит понимать, что наиболее  устойчивы те проекты, которые поддерживаются гражданами. Нужно понимать, что только клиент может определить  конкурентоспособность той или иной идеи. Поэтому мы выступаем за равные условия для всех частников", - заверила Тулегенова.

Она добавила, что это можно отслеживать с помощью  внедрения автоматизированных парковок, которые составляют всего 1/10 часть всех паркингов Алматы, но уже принесли в бюджет в пять раз больше налогов, чем ранее все парковки за год.

Тулегенова заметила, что в мегаполисе под стандарты smart в первую очередь будут подводиться системы жилищно коммунального хозяйства, здравоохранение, образование, управление  городскими сервисами и умный транспорт.

В свою очередь директор по глобальным исследованиям IDC Рутби Кларк назвала основные задачи и барьеры для умных городов. По ее словам, главной проблемой является человеческий фактор. Из него вытекают отсутствие процессов и процедур, организационной культуры, культуры инноваций, нужного лидерства и слабый стимул для изменений.

Вместе с тем, задачей умного города являются повышение удовлетворенности, поиск новых  источников доходов, развитие и создание новых партнерств, улучшение текущей работы.
"Мы заметили, что многие  успешные города имеют общие черты. Они все имеют стратегию  развития и ведения бизнеса, мониторинг, разработку  и внедрение инноваций, организационная структура  со стороны  государства и технологии. При этом нужно понимать, что некоторые успешные проекты не всегда подходят городу", - отметила Кларк.

Она привела в пример один из крупных городов США, в котором оптимизировали работу мусороперерабатывающих компаний, когда часы работы перевозчиков мусора сократились с шести до двух часов. В итоге, сотрудники муниципальных служб высказали недовольство, и проект был свернут.

"Алматы стоит быть более разборчивыми в проекте smart city и не выбирать все подряд. Вам стоит понять, насколько это важно, принесет ли пользу и компенсирует ли выгода потери. Кроме того, в вопросах "умных продуктов" нужно научиться извлекать деньги, будь то "умная парковка" или "умное освещение". Также не забывайте о своей уникальности и подчеркивайте эту изюминку, а не стирайте в погоне за smart", - заключила Кларк.

Тем временем согласно прогнозу IDC в 2018 году огромную роль в концепции smart city сыграют автоматизированные парковки и транспорт, которые позволят снизить затраты и нарушение ПДД. Также большое влияние окажет система блокчейн, на основе которой создаются различные системы и валюты.

Между тем гендиректор City transformation agency Энтони Вивес пошутил, что после предыдущих спикеров можно идти на обед, потому что главное уже сказано.

"Я скажу лишь то, что умный город должен удовлетворять потребности жителей. Все эти компании, которые предлагают  технологии для smart city, напоминают торговцев зеркал и браслетиков. Но вот есть 75-летняя Наталья, которой нужен  протез на бедро. Разве эти торгаши помогут Наталье? Нет!", - воскликнул Вивес.

Он добавил, что таких Наталий, Марий и Кымбат весь город. И нужно работать на них. Все остальное - ненужная мишура. Спикер привел в пример Барселону, где пенсионерам выдают кнопку, связанную  со скорыми.

"Мы должны делать город не просто красивым, но и комфортным для каждого жителя", - заметил глава агентства трансформации городов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.