АХБК стал моим провальным проектом - Мажибаев

По мнению казахстанского бизнесмена Казахстану поздно вливаться в текстильный рынок

14 декабря 2016 года

Казахстан не сможет развить производство текстиля на должном уровне, считает владелец группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев. Он высказал LS свое мнение о казахстанском бизнесе и о том, почему называет Алматинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК) своим самым провальным проектом.

- Кайрат Куанышбаевич, как вы думаете, может ли Казахстан возродить текстильное производство?

- Нет. Сейчас мировая текстильная отрасль структурирована совсем по-другому. Нашей стране будет очень сложно войти на этот рынок и удержаться там. Хотя с точки зрения изготовления хлопчатобумажных изделий шансы есть. Особенно, если сочетать эту отрасль с нефтехимией, возникает много возможностей.

- К слову, о возможностях хлопка. На форуме AlmatyStartup Day вы заявили, что считаете участие в развитии АХБК своим самым провальным проектом. Почему?

- Да, это действительно так. Я так считаю, потому что нам не удалось реализовать его в том виде, в котором хотелось бы. Когда мы приобрели долю АХБК, планировали, что Алматы станет центром не только хлопчатобумажного, но и в целом текстильного производства. У продуктов должна была быть высокая добавленная стоимость, которую смогут позволить среднего размера клиенты. У рынка должны были быть лучшие цены. Поэтому мы модернизировали цех и на базе совместного предприятия создали вертикальное интегрирование, где были производители хлопка, производители тканей – шелковой, хлопчатобумажной и других. Для работы были приглашены лучшие международные дизайнеры, персонал полностью переобучен. На заводе стояло самое качественное в мире оборудование. В итоге в 2007 году мы продали свою долю партнеру.

- Что пошло не так?

-  В то время Казахстан был открыт для всех, прежде всего, для производителей с Китая. Это привело к тому, что соседи начали копировать технологию производства у нас. С одной стороны, это предмет для гордости, с другой – они продавали в разы дешевле, а качество продукта было хуже, и по большей части товары поставлялись контрабандой. В итоге наше производство было дискредитировано. Также сама по себе структура экономики страны была заточена на то, чтобы экспортировать сырье и импортировать готовую продукцию. Мы не получили понимания у правительства.

- Считаете ли вы, что вовремя продали долю в АХБК?

- Нет. Я считаю, что мы не должны были вообще заходить в этот проект. Потому что мы сделали все, но в итоге не вышло ничего. Или вышло, но не в том виде, в котором мы хотели. АХБК не использовался даже на 25%, и деньги, вложенные в него, были потеряны. Это как раз один из ярких примеров провала в бизнесе, о которых я говорил во время "открытого микрофона".

- Кстати, сейчас в Казахстан заходит много транснациональных компаний. Не тяжело ли нашим предпринимателям конкурировать в таком рынке?

- Конечно, тяжело. Сейчас параметры деловой активности в стране как минимум стагнируют. Даже действующие предприятия испытывают проблемы со сбытом, управлением себестоимости, с ликвидностью и так далее. Однако это не значит, что от транснациональных компаний нужно отказываться в пользу казахстанского бизнеса. Их нужно приглашать и давать льготы, для того чтобы они сформировали среду, стандарты и инфраструктуру. При этом страна при помощи своих предпринимателей не должна терять свою аутентичность. Доступ к потребителям для казахстанского бизнеса должен быть защищен. Нужны комплексные меры, для того чтобы поддерживать наш бизнес, особенно в условиях подписанных договоров по Всемирной торговой организации и Евразийскому экономическому союзу.

- Получится ли это у Казахстана?

- По большей степени, думаю, да. Я настроен оптимистично.

Справка

Алматинский хлопчатобумажный комбинат являлся крупнейшим предприятием легкой промышленности республики. С 1965 года выпускал ткани 13 артикулов, в том числе семь с государственным знаком качества. Годовой план по реализации продукции был 261,3 млн рублей ($287,4 млн по курсу 1965 года). В 48 основных и вспомогательных цехах было установлено 6,2 тыс. единиц технологического оборудования, в том числе 93% автоматы, полуавтоматы и автоматизированные линии. Работал на сырье, получаемом из Южно-Казахстанской области, Таджикской ССР, Туркменской ССР. Предприятие ежегодно обновляло до 70% рисунков тканей при норме 50%. В 1981 году коллектив АХБК выпустил миллиардный метр натуральной ткани. АХБХ носил звание предприятия высокой эффективности и качества работы.

В 1990-х годах производство на заводе остановилось. Часть производственных площадей (цех размером 100 тыс. кв.м) с 2003 года превращена в торговый центр "Армада", другая же часть корпусов стихийно разобрана. В 2016 году на месте второго бывшего цеха АХБК был организован торговый центр Grand Park.

АХБК являлся единственным предприятием в Казахстане, которое перерабатывало хлопко-волокно в ткани. Стоимость одного ткацкого станка - $80 тыс. Проектная мощность - переработка 15 тыс. тонн хлопко-волокна в год, 70-80 млн погонных метров. Число сотрудников до закрытия - более 9 тыс. человек. Страны потребители: Россия, Украина, Италия, Испания, США, Канада.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.