Миллиарды тенге будут направлены на инновационное развитие Казахстана в ближайшие два года, передает LS.
Около 6,7 млрд тенге планируют выделить в 2021-2022 годы на эти цели в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. В том числе в 2021 году – 3,3 млрд тенге. В предыдущие два года финансирование составляло 5 млрд тенге, в том числе в 2020 году – 3,4 млрд тенге.
В министерстве ожидают, что за счет программы доля привлеченных инвестиций в стартапы вырастет в два раза с 22,6% в 2020 году до 53,5% в 2021 году. Доля инновационной продукции в объеме ВВП должна вырасти до 2,6% в 2022 году.
Помимо этого, за два года планируется довести количество стартапов, прошедших акселерацию в технопарке Astana Hub в 2022 году до 100% с текущих 50,3%. При этом для создания инновационной экосистемы в хабе будет выделено еще 5,7 млрд тенге, в том числе 2,8 млрд тенге в 2021 году.
Также для стимулирования инновационной активности в Казахстане направят 37 млн тенге.
Вместе с тем, согласно госпрограмме "Цифровой Казахстан", ожидается, что в 2021-2022 году в стартапы будет привлечено 67 млрд тенге инвестиций. Также планируется создание 300 тыс. рабочих мест в 2022 году.
В целом же на реализацию программы планируется направить 20,9 млрд тенге в 2021 году и 19,2 млрд тенге в 2022 году.
За счет финансирования оцифровываются традиционные отрасли экономики, государственная структура, торговля. Также создаются условия для развития технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом, научной сферой и государством.
В том числе в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров в 2022 году производительность труда должна вырасти на 38,9%. В транспорте и складировании данный показатель должен вырасти на 21,2%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – на 82%, в обрабатывающей промышленности – на 49,8%.
В МЦРИАП отметили, что цифровизация на уровне страны будет вестись по двум ключевым направлениям: государственного управления и субъектам квазигосударственного сектора. С учетом того, что в Казахстане правительство по-прежнему в той или иной форме отвечает за большинство рабочих мест в экономике, будет делаться упор на рост производительности труда.
"Поскольку зачастую традиционные конкурентные рыночные механизмы для квазигосударственных компаний не работают, разрабатываются и устанавливаются измеримые КПЭ, связанные с реализацией цифровой трансформации (внедрение технологий индустрии 4.0 и соответствующее создание стоимости, процент выручки от новых продуктов, обучение и переквалификация персонала)", – отметили в МЦРИАП.
Переходя к отраслям, в ведомстве отметили, что в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности переход к Индустрии 4.0 связан с тем, что горнорудная промышленность Казахстана имеет недостаточную по сравнению с мировыми лидерами технологическую оснащенность. Это приводит к невысокой производительности труда и конкурентоспособности. Существенная часть месторождений нуждается в модернизации.
"Среди наиболее значимых сдерживающих факторов развития цифровой составляющей добывающей промышленности являются ограниченность финансовых ресурсов, нехватка квалифицированных кадров, имеющих гибридную специализацию – как в отрасли, так и в IT, недостаточное понимание экономических выгод от внедрения цифровизации, а также ограничения инфраструктуры", – отметили в МЦРИАП.
В ведомстве добавили, что развитие обрабатывающей промышленности является одним из важнейших направлений. Однако значительная доля предприятий имеет невысокую степень автоматизации и проникновения цифровых технологий. Например, в нефтепереработке используются ежегодные плановые остановки НПЗ на ремонты, что свидетельствует о неоптимизированных процессах ремонта и обслуживания оборудования и, соответственно, влечет увеличение затрат в целом. Для изменения ситуации предлагается внедрение Smart-технологий с целью обеспечения эффективного информационного обмена между всеми элементами и участниками сети, защиты и самовосстановления от крупных сбоев, природных катаклизмов и внешних угроз.
Сфера охраны окружающей среды нуждается в оперативной, достоверной и полноценной информации.
В транспорте и логистике нужно увеличить контроль транзитных и импортных грузов, мониторинг, анализ и прогнозирование всех видов перевозок, логистическую инфраструктуру. Их слабая развитость приводит к неиспользованию транзитного потенциала, созданию барьеров к развитию внутреннего производства.
В сельском хозяйстве, несмотря на рост валового выпуска, объем производства отстает от темпов роста потребления и доходов населения. А нарастить выпуск не позволяет сохранение производительности труда и конкурентоспособности продукции. При этом доля сельхозпроизводителей, применяющих цифровые технологии, незначительна. Это ограничивает возможность снизить расходы.
В рыбном хозяйстве неконтролируемый нелегальный вылов и теневой оборот рыбной продукции могут привести к исчезновению ресурсов и дефициту продовольственной продукции. Поэтому за счет цифровизации планируется выявлять теневой оборот.
В сфере электронной торговли нужно исключить ряд барьеров, присутствующих на всех этапах развития отрасли. Помимо этого, в Казахстане недостаточно специалистов, которые могут развить индустрию.
Поставка товара осложняется недостаточным уровнем развития транспортной и логистической инфраструктуры, что увеличивает стоимость поставок и товара.
В финансовом секторе необходимы эффективное регулирование, унифицированные стандарты электронного взаимодействия финсектора с государственными информационными системами и базами данных, универсальный механизм удаленной идентификации клиентов, финансовая грамотность населения.
В связи с этим реализуются соответствующие проекты. Например, для повышения доступности финансовых, в частности, платежных услуг развиваются внебанковские экосистемы.
В самой же сфере информационно-коммуникационных технологий в Казахстане, по рекомендациям МЦРИАП, нужно повышать эффективность инвестиций в IT, увеличивать уровень кибербезопасности и принять меры по продвижению местного содержания.