Высокая конкуренция на рынке торговой недвижимости Алматы вынуждает некоторые торговые центры (ТРЦ) переписывать концепцию, передает LS.
Как рассказали LS в Colliers International Kazakhstan, основными трендами на рынке торговой недвижимости Алматы и Астаны является появление и активное развитие новых игроков.
"В уходящем году наблюдался постоянный рост спроса операторов объектов общепита на качественные помещения формата "стрит-ретейл", а также открытие новых точек в популярных ТРЦ. В целом за 2018 год в Алматы открылось более 50 точек, в Астане более 20 точек операторов сегмента Food & Beverage", – заявили эксперты.
Кроме того, был отмечен выход на рынок Алматы международных фешен-ретейлеров и открытие европейских гипермаркетов DIY (товары для ремонта и дома).
Ретейл-проекты в Алматы, не выдерживающие конкуренции, все чаще предпринимали попытки изменения концепции с целью увеличения доходов. При этом во всех ТРЦ в течение года активно росла доля развлечения и общепита.
В свою очередь в Астане, несмотря на высокую концентрацию качественных торговых объектов на левом берегу, район правого берега показывает высокий потенциал для новых качественных ретейл-проектов.
Как пояснили аналитики, в крупных концептуальных ТРЦ арендные ставки растут ежегодно растут в среднем на 5%. Зачастую это условие даже прописано в договоре договоров аренды.
Однако на некоторые помещения в самых успешных и востребованных ТРЦ в уходящем году отмечался более стремительный рост арендных ставок (до 20%). И вряд ли они понизят ставки в 2019 году.
"Менее успешные торговые объекты вынуждены прилагать все усилия для привлечения арендаторов и повышения заполняемости: проведение реконцепции, предложение более выгодных коммерческих условий и т.д.", – добавили в компании.
Как пояснили в Colliers, заполняемость бутиков в таких ТРЦ будет расти, а арендные ставки – снижаться. Однако многое будет зависеть от особенностей торговых объектов.