Глава государства выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана, передает LS.
По словам президента Касым-Жомарта Токаева, на текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности.
"Поэтому основной упор нужно сделать на ускоренном развитии обрабатывающего сектора. Мы должны реализовать ряд по-настоящему судьбоносных для нашей страны проектов. Задача диверсификации экономики становится еще более насущной, актуальной. Следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела", – заявил он.
Кроме того, по словам главы государства, в сфере туризма должны быть реализованы такие же прорывные проекты.
"В целом, необходим конкретный перечень из не менее чем 15 крупных проектов. Нельзя допустить прошлые ошибки. Требуется определить эффективные меры поддержки и конкретные сроки реализации. К осуществлению этих проектов нужно активно подключать как иностранных инвесторов, так и отечественный бизнес. Важно максимально задействовать свое сырье, свои кадры и товары, другими словами, все то, что называется внутристрановой ценностью. Через новую промышленную политику нам предстоит перейти к качественно другой модели развития. Государство совместно с крупными предприятиями должно замкнуть производственный цикл в стране", – пояснил он.
Важно также наращивать объем отечественных товаров в регулируемых закупках и полноценно запустить систему офтейка, продолжил президент.
"Долю офтейк-контрактов с отечественными производителями нужно довести минимум до 10%. Это 2 трлн тенге ежегодно. В прошлом году я поручил внедрить качественно новую систему госзакупок, чтобы устранить проблемы текущей системы: длительные сроки, бесконечные обжалования, недостаточная прозрачность. Правительством подготовлен новый закон. Он должен способствовать рациональному и подотчетному использованию бюджетных средств. С другой стороны, новая система должна обеспечивать дальнейшую поддержку отечественного предпринимательства и, самое главное, оперативно решать насущные проблемы с помощью бюджетного финансирования", – отметил он.
Кроме того, по его словам, предстоит упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, то есть поставить эффективный заслон от демпинга, а также осуществить полную автоматизацию процедур.
"В госзакупки впервые будут внедрены инструменты строительства "под ключ". В результате доля казахстанского содержания в регулируемых закупках в течение трех лет должна превысить как минимум 60%. Сейчас многие страны активно применяют меры по защите внутреннего рынка. На протекционистскую промышленную политику перешли даже развитые государства. В Казахстане же по классификации ВТО уровень защиты внутреннего рынка считается низким, применяется всего 128 нетарифных мер. Поэтому нам нужны новые, смелые подходы в торговой политике. Государство обязано защищать отечественных производителей. Это не сигнал для закрытия нашей экономики от внешнего мира: она должна оставаться открытой, но с учетом интересов национального бизнеса", – считает Токаев.
Вместе с тем в последнее время растет недовольство граждан, проживающих вокруг крупных производств, продолжил он.
"Они жалуются на ухудшение экологии и вред здоровью. Все чаще фиксируются травматизм и гибель работников на производстве. Правительству необходимо принять решительные меры для улучшения технологического и экологического состояния, системы охраны здоровья на предприятиях. Крупнейшие промышленные производства должны проходить технологический и экологический аудит каждые пять лет. Это условие относится и к инфраструктурным предприятиям", – поручил глава государства.
При этом, по его словам, отдельного внимания требует геологоразведка. В стране, богатой ресурсами, долгое время не было значимых геологических открытий. Ситуацию нужно срочно менять, считает он.
Еще один важный вопрос – укрепление оборонно-промышленного комплекса.
"Важнейшей задачей является создание цикла производства с высокой долей локализации, позволяющей снизить зависимость от импортных поставок. Нужно укрепить производственные мощности по оперативному ремонту техники, усилить поддержку отечественных предприятий. Соответствующая материально-техническая база, компетенции и кадры у нас имеются. Им нужны заказы от соответствующих ведомств. Следует продолжить работу по трансферту современных технологий и локализации новых производств. Механизмом прямой финансовой поддержки отечественных предприятий станет специальный фонд развития оборонно-промышленного комплекса", – заявил президент.
Он затронул и сферу агропромышленного комплекса.
"Вокруг Казахстана огромные рынки сбыта, которые нуждаются в качественных продуктах питания. Стратегическая цель нашей страны – стать одним из ведущих аграрных центров Евразийского континента. Это невозможно без поэтапного перехода от первичного производства к выпуску продукции более высоких переделов. Задача – в течение трех лет увеличить долю переработанной продукции в АПК до 70%. Это потребует пересмотра налоговой политики, которая должна стимулировать именно переработку. Чтобы удержать собственные рынки и нарастить экспорт, нужно иметь предприятия, способные обеспечить масштабы, качество и регулярность поставок. Поэтому необходимо стимулировать укрупнение отечественных агрофирм, а также на взаимовыгодных условиях активно привлекать транснациональные корпорации", – считает Токаев.
В приоритете должны быть перспективные для нас направления: глубокая переработка мяса, молока и зерна, развитие промышленного тепличного хозяйства.
"Для развития села принципиально важна поддержка малых хозяйств. Программа "Ауыл аманаты" доказала свою востребованность. Следующим этапом ее развития должна стать не просто выдача льготных кредитов, но и стимулирование кооперации личных подсобных хозяйств. В условиях нарастающей глобальной конкуренции и переориентации товарных потоков особое значение обретает сбытовая политика. Крайне важно сохранить внутренние и экспортные ниши, наработанные годами. Перед правительством стоит задача планомерного расширения географии экспорта. Необходимо принять меры для продвижения казахстанских товаров на зарубежных рынках", – подчеркнул он.
Также следует принять меры по развитию агронауки, и, главное, ее практическому применению в сельском хозяйстве, добавил глава государства.
"Национальный аграрный научно-образовательный центр предстоит трансформировать в вертикально интегрированный агротехнологический хаб. Мы будем поддерживать частные научно-технологические инициативы и адаптируем образовательные программы к потребностям аграрного сектора. Серьезные реформы назрели в растениеводстве. Следует предметно заняться обеспечением фермеров отечественными семенами, выведением и культивацией новых производительных сортов", – продолжил он.
Кроме того, по его словам, важно решить проблему избыточного ценового регулирования, которая серьезно тормозит развитие АПК.
"Более активную стабилизирующую роль должна играть Продовольственная контрактная корпорация. При необходимости она будет осуществлять интервенции, тем самым сдерживая рост цен. Продкорпорация должна содействовать частному рынку в создании полноценной сети производства, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции,", – пояснил он.
Между тем череда аварий на теплоэлектростанциях прошлой зимой остро высветила копившиеся годами проблемы изношенности инфраструктуры.
"Очевидно, что воплотить в жизнь новую экономическую модель без модернизации инфраструктуры невозможно. В разрабатываемом правительством инфраструктурном плане важно определить все проблемы данной отрасли и обозначить пути исправления ситуации. Требует решения и вопрос энергетической безопасности. В этой сфере, насколько это возможно, следует опираться на собственные ресурсы. Ключевая роль отводится электроэнергетическому сектору. В ближайшие пять лет будут введены новые энергетические мощности объемом как минимум 14 гигаватт. Казахстан в принципе не должен импортировать электроэнергию, быть зависимым от соседних стран. То, что происходит сейчас, недопустимо со всех точек зрения", – подчеркнул Токаев.
Отдельного внимания, по его словам, заслуживает развитие гидроэлектростанций.
"Действующий подход во многом себя исчерпал. Сегодня требуются новые решения. Предстоит перезагрузить тарифную политику, внедрить новые методы тарифообразования, повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Для всех субъектов естественных монополий следует ввести адекватные рыночные тарифы сроком на пять-семь лет. Гарантированный долгосрочный тариф позволит планировать инвестиции, выступит твердым залогом при привлечении кредитных средств. При этом должна быть значительно повышена ответственность монополистов. Будут внедрены цифровые инструменты контроля, расширен доступ граждан к информации по исполнению тарифных смет и инвестиционных программ", – пояснил глава государства.
На повестке дня оказалась и дальнейшая газификация страны.
"Нужно ускорить строительство новых газоперерабатывающих заводов, а также полное вовлечение в оборот имеющихся перерабатывающих мощностей. Наши нефтегазовые гиганты – Тенгиз, Кашаган, Карачаганак – должны быть надежными поставщиками доступного газа. Важно также привлекать инвестиции в разведку и освоение новых газовых месторождений", – продолжил он.
При этом государству следует акцентированно заниматься развитием зеленой экономики, уверен президент.
"К 2027 году будут введены мощности еще на 1,4 ГВт. Структура энергетического баланса страны неизбежно изменится. Поэтому следует совершенствовать подходы к управлению всей энергетической отраслью: от генерации до сбыта. Необходимо развивать водородную генерацию. Благо сырья у нас достаточно. Требуются новые решения в области создания балансирующих мощностей, системы аккумулирования энергии. Переход к углеродной нейтральности может быть ускорен торговлей квотами на выбросы парниковых газов. Правительству и бизнесу следует заняться использованием возможностей в указанных направлениях", – считает Токаев.
Между тем все более актуальным для ведущих экономик становится привлечение зеленых финансов, добавил Токаев. Международный финансовый центр "Астана" должен стать основной площадкой в нашем регионе для привлечения зеленого фондирования, поручил он.
Также президент предложил вынести на референдум вопрос строительства АЭС и поручил продолжить общественные слушания и всестороннее широкое обсуждение.
"Актуальной остается проблема доступности и качества водных ресурсов. С учетом тенденции роста населения и экономики к 2040 году дефицит воды в Казахстане может достичь 12-15 млрд куб. м. Потери в сельском хозяйстве, ключевом потребителе воды, в отдельных регионах достигают 40%. Для исправления ситуации необходимы самые решительные и быстрые меры. В первую очередь следует ускорить внедрение передовых водосберегающих технологий – до 150 тыс. га в год. Необходимо решить вопрос накопления талой воды и потерь при ее передаче, ведь это наш внутренний резерв. Для этого нужно построить 20 новых и реконструировать как минимум 15 действующих водохранилищ, модернизировать и оцифровать не менее 3,5 тыс. км каналов. Задача – к 2027 году обеспечить дополнительно около 2 куб. км воды", – подчеркнул он.
Вместе с тем Казахстану сейчас не обойтись без новой тарифной политики, адекватной текущим реалиям, считает глава государства.
"Сверхнормативное потребление воды будет равно повышенному тарифу. Одним словом, нужно всячески экономить воду. При этом черный рынок воды должен быть полностью искоренен. Считаю, что эффективным развитием водохозяйственной системы должно заниматься самостоятельное ведомство. В связи с этим будет образовано министерство водных ресурсов и ирригации. В рамках министерства будет воссоздана Национальная гидрогеологическая служба", – заявил он.
А вот транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны, продолжил президент.
"В первую очередь следует реализовать ряд крупных железнодорожных проектов, таких как "Достык – Мойынты", "Бахты – Аягоз", "Дарбаза – Мактаарал", обводная линия Алматы. В транспортной сфере Казахстан продолжит сотрудничество с Россией и Китаем. Важную роль в укреплении нашего транзитного потенциала призван сыграть Транскаспийский маршрут. В среднесрочной перспективе объемы перевозок по данному коридору могут быть увеличены в пять раз. Для этого нужно объединить усилия со странами-партнерами – Китаем, Азербайджаном, Грузией, Турцией. Предстоит построить новый сухой порт на переходе "Бахты", ускорить строительство контейнерного хаба в Актау, расширить портовые мощности на Черном море вдоль Среднего коридора", – поручил он.
Стране также нужен целостный план развития морской инфраструктуры, отдельная роль в котором должна быть отведена порту Курык.
"Порту предстоит стать полноценным логистическим кластером, таким как Актау. Не менее важен международный коридор "Север – Юг", открывающий нашей стране выход на порты Персидского залива. Предстоит поэтапно удвоить пропускную способность железнодорожной части данного маршрута. В первую очередь необходимо начать модернизацию казахстанского участка железнодорожной линии "Болашак – Челябинск". Для эффективной интеграции в международные маршруты важно предоставлять полный спектр логистических услуг. Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе должны стать мультимодальными центрами, оказывающими конкурентоспособные и качественные услуги по аккумулированию и распределению грузов. В целом для развития отрасли потребуется адекватная тарифная и регуляторная политика, активное привлечение частных инвестиций", – подчеркнул он.
Еще одна новая задача правительства, по его словам, – довести экспорт IT-услуг до $1 млрд к 2026 году.
"Особого внимания требует применение технологий искусственного интеллекта. Успешное развитие этого сектора может обеспечить значительный прирост ВВП отдельным странам. Если мы полноценно используем возможности искусственного интеллекта, то сможем совершить качественный рывок к экономике знаний. Предстоит наладить сотрудничество с ведущими международными компаниями. Нужно также сфокусироваться на подготовке квалифицированных специалистов. Как минимум три известных вуза должны заняться обучением кадров и проведением исследований в этой области. Наша страна может стать площадкой для продажи вычислительных мощностей глобальным игрокам. Поэтому необходимо создать самые привлекательные условия, включая преференции для привлечения инвестиций в строительство крупных дата-центров и продвижения казахстанских интересов в сфере хранения и обработки данных", – продолжил он.
Далее он остановился на вопросе развития среднего предпринимательства.
"В первую очередь необходимо устранить перекосы, сдерживающие средний бизнес. Не секрет, что большая его часть, вырастая, дробится, чтобы остаться в удобном сегменте малого бизнеса. Правительству следует внести изменения в законодательство, стимулирующие укрупнение субъектов малого предпринимательства. В стране не так много успешных средних предприятий, активно осваивающих рынки. Их нужно поддерживать. По каждому из них надо составить конкретный план, нацеленный на увеличение возможностей и расширение производства в два-три раза. Следует объединить программы "Дорожная карта бизнеса" и "Экономика простых вещей" в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Господдержку важно дифференцировать по уровню технологической сложности производств и категориям бизнеса", – высказался глава государства.
Крайне важна операционная эффективность государственной поддержки. Поэтому нужно осуществить структурную трансформацию холдинга "Байтерек" и его масштабную цифровизацию, продолжил он.
"Самого пристального внимания требует стимулирование экспорта. Механизмы для этого имеются, но нет системного подхода. Поэтому на базе компании KazakhExport следует создать полноценный институт продвижения экспорта с консолидацией в нем всех необходимых инструментов. Кроме того, важно перезагрузить деятельность "Отбасы банка", переориентировав фокус с областных центров на районы, моногорода и села. Агентство по защите и развитию конкуренции совместно с правительством должны принять меры для демонополизации ключевых рынков", – поручил он.
Еще одной серьезной задачей является разгосударствление экономики.
"Сейчас ряд незаконно приватизированных и выведенных за рубеж активов возвращается государству. Мы строим открытую конкурентную экономику, поэтому предстоит передать их рынку, но уже на прозрачных и выгодных для государства условиях. В целом, процессы приватизации и проведения народных IPO следует существенно ускорить. Главная цель – кардинально повысить прозрачность и эффективность управления активами. Поручаю правительству с 2024 года начать приватизацию всех непрофильных активов и проведение народных IPO компаний госфонда "Самрук-Казына". В следующем году следует осуществить народное IPO компании "Эйр Астана", подготовить к выходу на рынок компанию QazaqGaz, реализовать госактивы в крупных компаниях", – подчеркнул Токаев.
Другой важный вопрос – состояние предпринимательского климата в стране.
"Необходима дальнейшая декриминализация экономических преступлений. Речь идет о делах в отношении предпринимателей, а именно об экономических проступках. Следует положить конец преследованиям предпринимателей правоохранительными органами. Как мне сообщают, такая практика, несмотря на запреты, все еще продолжается. Допускаю, что такие сведения иногда распространяются намеренно и могут вовсе быть ложными. Однако в любом случае эту проблему нельзя упускать из виду", – добавил он.
Основной проблемой, ограничивающей рост экономики, является нехватка инвестиций, продолжил глава государства.
"Требуется кардинально решить проблему недостаточного корпоративного кредитования. Экономике нужны деньги. Чистая прибыль банков за прошлый год составила почти 1,5 трлн тенге, за первую половину текущего года – более 1 трлн тенге. Такая сверхдоходность – не результат эффективной работы банков, а, в основном, следствие высокой базовой ставки, которую Нацбанк использует для борьбы с инфляцией. Правительству и парламенту следует рассмотреть возможность более справедливого перераспределения этой прибыли с учетом интересов государства", – поручил он.
Между тем часть средств Нацфонда можно и нужно использовать уже сейчас с целью финансирования стратегических проектов, которые определят облик будущего Казахстана, считает он. Еще одним источником длинных денег призван стать фонд, создаваемый в рамках закона о возврате капитала. Все поступающие средства должны быть использованы максимально эффективно и прозрачно для решения общестрановых задач, сказал Токаев.
В настоящее время в Казахстане функционируют две фондовые биржи, которые во многом дублируют друг друга, а порой и конкурируют между собой, продолжил он. Президент поручил объединить эти биржи под единым управлением.
"Весьма актуальной финансовой темой остается устойчивость платежных систем. В прошлом году Нацбанк запустил первый компонент национальной платежной системы – систему мгновенных платежей, которая на сегодня работает в пилотном режиме. Поручаю Нацбанку в течение 2024 года завершить процесс полноценного внедрения системы", – подчеркнул он.
Глава государства также остановился на проблеме бюджетной политики.
"Необходимо постоянно искать новые инструменты и возможности. Поэтому поручаю правительству в рамках нескольких министерств и регионов внедрить в пилотном режиме проект полноценного блочного бюджета. Кроме того, считаю, что следует предоставить районным акимам право самостоятельно формировать бюджет. Прежде всего это позволит существенно ускорить решение насущных проблем на местах. Необходимо также рассмотреть возможность передачи в регионы полномочий по определению преференций по той части налогов, которые собираются в местный бюджет", – считает Токаев.
Президент поднял вопрос налогов и налоговых льгот в стране.
"Предприниматели справедливо жалуются на сложную процедуру возврата НДС, что серьезно ухудшает инвестклимат в стране. Правительству следует оперативно устранить эту застарелую проблему. Нужно наконец упорядочить налоговые льготы. Следует критически проанализировать и сократить объем налоговых льгот минимум на 20%. Оставшиеся преференции должны предоставляться по четким правилам, без привязки к отдельным проектам и персонам. Необходимо провести полную цифровизацию налогового контроля и на 30% сократить формы налоговой отчетности. Можно и нужно как минимум на 20% уменьшить общее количество видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Там, где нет значимой фискальной отдачи, следует исключить их полностью, остальные можно объединить", – подчеркнул он.
Показала свою востребованность инициатива по внедрению розничного налога, считает президент. Учитывая положительный опыт, правительство расширит сферу его охвата в два раза, сообщил Токаев.
"По моему поручению правительством выработан механизм социальной поддержки лиц, длительное время занятых во вредных условиях труда. Вопрос давно обсуждается, и сейчас решение найдено. Основные параметры следующие. Учитывая значимый вклад в развитие отраслей и степень урона здоровью, таким работникам еще до достижения пенсионного возраста, в частности, уже с 55 лет будет выплачиваться специальная соцвыплата. Прошу парламент оперативно рассмотреть предложения правительства. Люди ждут решения этого вопроса", – заявил глава государства.
Кроме того, для увеличения доходов граждан он поручил с 1 января 2024 года повысить размер минимальной зарплаты до 85 тыс. тенге. Считается, что данная мера позитивно отразится на благосостоянии около 1,8 млн граждан, включая 350 тыс. бюджетников. Для всестороннего развития рынка труда Токаев поручил правительству в кратчайшие сроки утвердить комплексный план, рассчитанный до 2030 года.
"Именно на системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы. Поэтому она сама в первую очередь нуждается в трансформации, базовые направления которой следующие. Во-первых, подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах. Во-вторых, правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой, без волокиты и бюрократии, без согласований с Администрацией президента. В-третьих, АП, став политическим штабом, сконцентрирует свои усилия на стратегических направлениях социально-экономического развития государства, вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности, правовой и кадровой политики", – пояснил он.
Кроме того, коренному пересмотру подвергнется система госпланирования, которая станет более компактной и гибкой.
"Предстоит пересмотреть механизм мониторинга и контроля исполнения поручений. Будет создан кадровый резерв политических служащих, который позволит сформировать полноценную "скамейку запасных". Желающих получить высокую должность у нас более чем достаточно, но их квалификация не соответствует требованиям. Поэтому следует предметно заняться кадровым вопросом, надо готовить качественных специалистов. Для этого нужно задействовать и кадровый потенциал политических партий", – пояснил Токаев.
Вместе с тем важно последовательно расширять прямое участие граждан в принятии решений на уровне местной исполнительной власти. Предстоит апробировать выборность акимов районов и городов областного значения, добавил он.
"Главная цель намеченных реформ – стабильный экономический рост на уровне 6-7%, чтобы к 2029 году увеличить объем национальной экономики в два раза, до $450 млрд. Безусловно, это масштабная и сложная задача. Однако нам необходимо обеспечить справедливое распределение национального богатства, чтобы каждый гражданин ощутил плоды поступательного экономического развития. Это принципиальный вопрос", – резюмировал глава государства.