Аэропорт Алматы хочет удвоить тариф на заправку: авиакомпании недовольны

4 марта 2021 года
    

Аэропорт Алматы планирует повысить тариф для авиакомпаний на 97% на заправку самолетов. Это вызвало недовольство авиакомпаний, так как ведет к удорожанию услуги вдвое, передает LS.

"Аэропорт подал в Комитет гражданской авиации информацию о предстоящем повышении предельной цены на услугу "обеспечение воздушных судов авиатопливом". Планируемая дата повышения – 18 марта, прогнозируемый уровень тарифа – 5,6 тыс. тенге за одну тонну. При этом действующий уровень тарифов составляет 2,8 тыс. тенге", – заявил начальник управления тарифной политики и финансового контроля аэропорта Арнат Ахметжанов.

При этом он уточнил, что данную в услугу входят: анализ качества авиатоплива, прием, слив и его выдача, предоставление персонала, управление подъездом и отъездом передвижных средств для заправки самолетов, сама заправка, контроль и количество ГСМ в топливном баке, измерение плотности топлива и т.д. В целом в данном процессе, по его словам, задействовано порядка 90 человек персонала каждые сутки.

"В связи с низким уровнем тарифов по результатам 2020 года убыток по оказанию данной услуги по внутренним направлениям составил 67,5 млн тенге. Основную долю расходов занимает заработная плата – это 34,5%, амортизация основных средств – 32,2%, материальные затраты – 13,3%, прочие расходы – 5,1% и административные расходы – 15%. Основными причинами повышения предельной цены является низкий действующий тариф и высокий уровень изношенности топливозаправщиков, задействованных в процессе", – пояснил он.

Представитель аэропорта отметил, что их пошлина является одной из низких в республике.

"К примеру, тарифы аэропорта Нур-Султана – 5,2 тыс. тенге за тонну, Актау – 4,5 тыс. тенге, Шымкента – 7,1 тыс. тенге. Для бесперебойного предоставления услуги по заправке топливом самолетов внутренних рейсов необходима поэтапная модернизация парка топливозаправщиков. А это требует пересмотра тарифа. На сегодня парк топливозаправщиков аэропорта состоит из 20 единиц, их средний возраст – около 5,5 лет. При этом 13 единиц техники морально и технически устарели, они старше 31 года. Мы отмечаем острую необходимость замены пяти топливозаправщиков в кратчайшие сроки для бесперебойной работы аэропорта. На 2021 год аэропорт планирует закупить две единицы техники на 542 млн тенге", – привел он цифры.

Касательно влияния этих тарифов на стоимость авиабилетов Ахметжанов добавил, что в структуре расходов часть, относящаяся к заправке топливом, незначительная.

"Ее долю в стоимости авиабилета практически невозможно установить, так как авиакомпании применяют метод динамического ценообразования, основанного на анализе спроса и предложения. Поэтому пересмотр уровня тарифов по данной услуге не должен стать мультипликатором и причиной повышения цен на авиабилеты. Но решение об этом каждый авиаперевозчик принимает самостоятельно", – подчеркнул он.

В свою очередь менеджер "Эйр Астаны" Евгений Аксенов привел расчеты, что аэропорт показывает увеличение тарифа на 97% для потребителей.

"В ноябре 2020 года в прессе сообщалось, что аэропорт Алматы за последние три года увеличил свою прибыль в три раза – с 2 млрд тенге до 13 млрд тенге, при этом на обновление инфраструктуры инвесторами было выделено $105 млн. Почему аэропорт не провел модернизацию техники за счет этих инвестиций? Куда были направлены эти деньги?" – задал он вопрсы.

На это представитель аэропорта ответил, что здесь применяется принцип "потребитель платит за те услуги, которыми пользуется".

"У нас по каждой услуге ведется раздельный учет доходов, расходов и прибыли. Мы не можем за счет других источников финансировать это. Каждая услуга должна финансироваться за счет собственных средств. К примеру, по международным направлениям тариф покрывает свои операционные расходы, а по внутренним нет. В результате получается, что местные авиакомпании потребляют 50% объема данных услуг по низким тарифам за счет других перевозчиков, которые работают по международным направлениям", – пояснил Ахметжанов.

После этого он добавил, что на каждую услугу предусмотрены инвестиции в рамках действующих тарифов.

"Почему мы не инвестировали ранее в топливозаправщиков? Потому что тариф был около 1 тыс. тенге, что не покрывало даже операционных расходов. Откуда мы должны были финансироваться? При этом технические требования с каждым годом растут. Мы не можем одномоментно закупить 10 топливозаправщиков, поэтому приняли решение о поэтапной модернизации, которая будет длиться порядка трех лет. Нам необходимо для бесперебойного оказания услуги иметь 15 топливозаправщиков", – уточнил он.

Однако у представителя "Эйр Астаны" Аксенова все еще оставались вопросы.

"Вы показываете, что при нынешнем тарифе расходы авиакомпании по данному направлению составляют 90 млн тенге. Теперь в случае принятия тарифа они вырастут в два раза и составят 176 млн тенге. В условиях нынешнего кризиса, когда нет объемов перевозок у авиакомпаний и аэропортов, почему именно сейчас вы решили произвести такое увеличение тарифов?"

На это сотрудник аэропорта ответил, что пандемия никак не снимает требования по безопасности полетов.

"Заправки выполняются по времени, и мы считаем, какое количество рейсов в час есть на вылет и прилет и сколько у нас операций, есть это и есть наша проектная мощность. При этом внутренние перевозки уже восстановлены на 85%. У нас есть информация, что авиакомпании-резиденты планируют повышать внутренние рейсы, количество вылетов в 2021 году", – резюмировал он.

В итоге стороны не пришли ни к какому соглашению. Точку в споре 16 марта должен поставить Комитет гражданской авиации.

Ранее LS писал о том, как казахстанские перевозчики пережили нелетный год. Известно, что казахстанские авиакомпании из-за пандемии потеряли 356 млрд тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.