Со следующего года нефть перестанет играть существенную роль в росте ВВП Казахстана. При этом стране жизненно необходим выход к океану. Об этом сообщил вице-премьер Серик Жумангарин, передает LS.
В ходе своего выступления на Kazakhstan Growth Forum он пояснил, что со следующего года черное золото перестанет сильно влиять на увеличение индекса физического объема и ВВП. Он отметил, что страна уже достигла максимального показателя по добыче, и те капли, которые государство получило в 2026-м, уже не дадут серьезный процент роста.
"Это, на самом деле, хорошо, потому что долгие годы нефть оттеняла обработку, которая в прошлом году дала 12,4% в ВВП, а горнодобывающая – только 12%. В этом году, конечно, будет не так, но в целом данный тренд продолжится. Поэтому 2025 год – переломный", – высказался С. Жумангарин.
Вице-премьер озвучил данные, согласно которым доля нефти в ВВП с 16,5% в 2010 году опустилась до 8,1% в 2024-м.
На этом фоне правительство курирует 17 больших проектов на $27 млрд. Также есть национальный инфраструктурный план до 2029 года на $80 млрд. Более 200 инвестпроектов в обрабатывающей промышленности, АПК и модернизации ЖКХ достигают $13 млрд.
При этом поставлена цель капитализировать "Байтерек" на 1 трлн тенге, уже направлено порядка 600 млрд. Данная сумма будет использоваться как плечо для привлечения еще 7 трлн тенге: 2,5 трлн тенге – от банков и страхования, включая экспортное, 4,5 трлн тенге – внешнее заимствование.
"Это и доллары США, и, главным образом, в китайских юанях занимаем на сегодня", – уточнил чиновник.
С. Жумангарин добавил, что ряд проектов, которые Казахстан вводит, уникальны. Он назвал два автозавода, которые в скором времени будут введены в Алматы и Костанае.
Ставка на транзит. И выход в океан
Особое внимание вице-премьер уделил развитию транспортной инфраструктуры. В этом году построены и отремонтированы 13,1 тыс. км автодорог и 4 тыс. км железнодорожных путей.
В этом году закончится возведение "Достык – Мойынты", а в следующем – "Мойынты – Кызылжар".
В сфере автотранспорта срединный коридор усилит проект "Бейнеу – Саксаул". Ранее в правительстве сообщали, что ЕБРР и МБРР подтвердили готовность поддержать проект, направив мандатные письма о намерении выделить свыше 800 млрд тенге.
При этом С. Жумангарин посетовал, что когда в стране говорят об автодорогах, госгарантии из условных обязательств превращаются в безусловные, так как данные пути не окупаются.
В связи с этим готовится пакет предложений, чтобы трассы содержались так же, как железнодорожные пути. Тогда инфраструктурное развитие будет быстрее.
Коснулся вице-премьер и развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, в котором перевозка грузов в этом году вырастет до 4,5 млн тонн, а в перспективе – до 7-10 млн тонн.
Он отметил, что любой потенциал мультимодальности ограничен. Поэтому Казахстан планирует в ближайшие 5-10 лет пробиться к океану. Это будет сделано за счет прямого ж/д маршрута.
По словам вице-премьера, у Казахстана уже есть такой путь через Туркменистан, но состояние ж/д инфраструктуры Ирана и санкции мешают.
Поэтому С. Жумангарин делает ставку на прокладывание путей через Афганистан к морским портам Пакистана.
Чиновник считает, что без выхода к океану любые планы транзитного развития страны можно поставить под сомнение из-за лимитированности транспортной и мультмодальной логистики.
"На сегодня это вопрос №1", – заверил он.
Ранее С. Жумангарин рассказал, как последствия предыдущих государственных решений сделали налоговую реформу неминуемой.