В Казахстане хотят внедрить страхование от безработицы и увеличить размеры соцвыплат по потере работы. Профучастники, опрошенные LS, рассказали, как именно может заработать данный механизм.
Аналитик АФК Ерлан Бурабаев предполагает, что правительство скорее всего не будет создавать новую форму страхования, а лишь модернизирует имеющуюся.
"На самом деле у нас есть система социального страхования, которая включает в себя элементы выплаты на случай потери работы. Насколько мне известно, в фонде социального страхования выплата определяется в соответствии со стажем участия. Она составляет примерно 40% от утраченного заработка. Выплаты осуществляются с момента потери работы и регистрации в качестве безработного. Поэтому в принципе такой механизм существует. Есть вероятность, что его модернизируют в рамках уже нового Социального кодекса, над которым работает правительство", – уточнил Бурабаев.
В случае внедрения нового дополнительного вида страхования от безработицы, по его мнению, это станет дополнительной нагрузкой на фонд оплаты труда.
"Система не должна дестимулировать занятость. Она работает тогда, когда защищает граждан, потерявших работу, но за которых осуществлялись отчисления, а не тех граждан, за которых не вносились отчисления и всячески избегали их", – высказал мнение представитель АФК.
Он считает, что текущая система соцстрахования требует доработки в отношении охвата работающего населения и величины самого взноса. По его данным, в Казахстане соцстрахование имеет небольшой охват – порядка 6,5-7 млн человек.
"На систему социального страхования возложены существенные обязательства. Это утрата трудоспособности, пособия по беременности и родам, уход за ребенком, потеря работы и др. Еще нужно обратить внимание на выплаты, которые не были предусмотрены системой соцстрахования, а именно выплаты, связанные с пандемией. Есть вопрос о том, достаточно ли тех взносов, которые фонд собирает? Если посмотреть отчетность, то на протяжении всего его существования всегда наблюдается положительное сальдо, за исключением 2020 года. Сейчас мы видим тенденцию роста взносов над выплатами. Скорее всего показатель выплаты в 40% может быть модернизирован", – подчеркнул Бурабаев.
В свою очередь председатель правления страховой компании "Коммеск-Өмір" Олег Ханин считает, что пособие по безработице должно гарантировать частичное замещение дохода, которое будет обеспечивать определенный уровень жизни до возвращения к работе. По его словам, такая поддержка поможет безработным в поиске работы и увеличивает возможность трудоустройства.
"Скорее всего будет создан специальный фонд, куда будут направляться дополнительные взносы работодателем с заработных плат работников. Возможно, налоговое бремя будет распределяться в определенном процентном соотношении между работодателем и работником", – сказал Ханин.
По его мнению, внедрение в Казахстане страхования от безработицы поможет снизить социальную напряженность, а также поддержать граждан, оставшихся без работы на фоне сокращения персонала или закрытия компании. При этом не исключен рост финансовой нагрузки на бизнес.
Рассматривая опыт других стран в этом вопросе, собеседник LS отметил, что безработный сможет получить помощь при соблюдении трех условий: сотрудник должен быть застрахован на последнем рабочем месте, за него должны поступать взносы и регистрация в службе занятости.
При получении пособия также учитывается причина расторжения трудового договора (сокращение, увольнение по инициативе работодателя или по собственному желанию). Вместе с тем максимальный срок выплаты не должен превышать 12 месяцев, а размер составлять 50-60% от доходов.
"Во Франции пособия зависят от размера дохода, получаемого в течение 4-24 месяцев. Исключение – лица старше 50 лет, в их случае срок составляет 36 месяцев. Также учитывается период взносов за последние 28 месяцев, у безработных старше 50 лет – 36 месяцев. В программах страхования участвуют все работники по найму в частном секторе, оставшиеся без работы вынужденно или по обоснованной причине. Госучреждения и вузы страхуют своих сотрудников от безработицы на добровольных началах", – объясняет он.
Еще в качестве примера Ханин рассказал о государственной обязательной системе страхования по безработице в Японии. Всего в стране есть четыре вида пособий по безработице:
- для претендентов на рабочие места;
- для содействия занятости;
- для оплаты обучения;
- для ухода за ребенком или нетрудоспособным членом семьи.
"В Китае подобная система действует с 1986 года и распространяется на всех работников предприятий и госучреждений, в том числе и на мигрантов в сельской местности. Самозанятые платят взносы сами на добровольной основе", – добавил он.
На взгляд советника председателя правления Freedom Insurance Азамата Керимбаева, скорее всего страховые компании не будут задействованы в данной системе страхования. По его мнению, будет создан специальный государственный фонд или задействован Фонд соцстрахования, который будет частично покрывать убытки гражданина, потерявшего работу. Однако нагрузка по страховым взносам ляжет на работодателя.
"На сегодняшний день у ряда страховых компаний имеются продукты, ориентированные на банковские кредиты, предусматривающие частичное возмещение кредита в случае потери работы. Но при этом предусматриваются конкретные случаи, при которых возмещение подлежит выплате. Например, расторжение трудового договора с сотрудником по инициативе работодателя либо только в случае сокращения. Скорее всего будет правильно, если данная система страхования не покроет, допустим, увольнение сотрудника по собственному желанию. И лучше ограничить страховое покрытие только в случаях сокращения, в связи с болезнью и других непредвиденных ситуациях, произошедших не по вине сотрудника", – сказал Керимбаев.
Вместе с тем он считает важным предусмотреть срок покрытия страхованием, например, не более трех месяцев, чтобы человек не откладывал поиск новой работы. Также ему необходимо зарегистрироваться в управлении занятости.
"Именно с момента регистрации при соблюдении остальных условий безработный должен получать возмещение. Кроме того, необходимо предусмотреть именно частичное возмещение. Ведь, если страховое возмещение будет равным должностному окладу, работник будет всегда демотивирован на продолжение трудовых отношений", – объяснил он.
С точки зрения Керимбаева, правильно разработанная система страхования от безработицы может сыграть важную стабилизационную роль в период замедления темпов развития мировой экономики, роста инфляции в мире, который также скажется на экономике Казахстана. В противном случае это будет способствовать уклонению от трудовой деятельности и даже росту уровня безработицы.
Он также не исключает роста финансовой нагрузки на работодателя. В то же время возможен риск создания схем по недобросовестному получению страховых возмещений. По его словам, из плюсов внедрения данного инструмента – снижение социальной напряженности, мотивирование на поиск работы в сферах, охваченных соцстрахованием, работодателю будет легче урегулировать с сотрудниками вопросы по увольнению.
Ранее LS писал о росте уровня безработицы среди молодежи. Известно, что больше всего безработных проживают в Алматы, Карагандинской области и Астане.