В Казахстане предлагают ввести страхование ответственности мопедистов и самокатчиков

3 октября 2023 года
    

LS опросил профучастников о том, насколько реально ввести обязательное страхование в отношении мопедистов и электросамокатчиков.  

В беседе с LS исполнительный директор страховой компании "Евразия" Юрий Славкин рассказал, что внедрение такого инструмента обеспечит защиту интересов пешеходов и автовладельцев и простимулирует развитие личной ответственности водителей данных видов транспорта. 

"В этом смысле страховые компании помогут минимизировать материальное участие водителей в случае ДТП – компенсировать расходы на восстановление поврежденного имущества третьих лиц или причинение вреда здоровью. Уверен, внедрение ОГПО водителей электросамокатов и мопедов просто необходимо и для дальнейшего развития данных видов транспорта", – считает он.

Однако перед этим спикер предлагает ввести обязательную регистрацию данных видов транспорта в полиции с присвоением государственного регистрационного номера. Это позволит вести их учет, оформлять ДТП и контролировать соблюдение ПДД.

Что касается размера финансовой ответственности водителей мопедов и электросамокатов, то Славкин высказался в пользу более высоких тарифов.

"С одной стороны, логично установить тариф, аналогичный ОГПО автовладельцев. С другой, можно констатировать практически полное отсутствие культуры вождения среди них и тотальное несоблюдение правил дорожного движения. Кроме того, явно не хватает соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей разделение потоков, к примеру, велодорожек. С учетом этого можно прийти к выводу, что данные транспортные средства несут более высокие риски, чем автомобили, поэтому тарифы могут быть выше", – пояснил спикер.

В "Евразии" с начала года произвели свыше 25 тыс. страховых выплат по обязательному автострахованию. При этом доля водителей мопедов и электросамокатов, признанных пострадавшими в ДТП, крайне мала.

Между тем, по подсчетам компании, число мопедов и электросамокатов в Казахстане не превышает несколько десятков тысяч единиц.

"Из-за отсутствия обязательного страхования мопедистов для получения компенсации и последующего ее взыскания пострадавшим приходится обращаться в суд. На это решается далеко не каждый, в том числе по причине дополнительных расходов на адвокатов, а также собственного временного ресурса", – добавил Славкин.

Председатель правления Nomad Insurance Даурен Иманжанов предлагает для определения стоимости ОГПО владельцев мопедов и электросамокатов исходить из статданных. Например, количество такого транспорта на дорогах или ущерб, который они наносят участникам дорожного движения.

"Руководствуясь этими показателями, можно устанавливать лимиты покрытия и премии, то есть нужен баланс в цене, чтобы клиент платил столько, сколько будет достаточно для формирования резерва средств для выплат", – уточнил он.

Также Иманжанов добавил, что отсутствие данного защитного инструмента не сильно повлияет на страховой рынок, поскольку его доля будет незначительной в общей массе премий.

"Этот вопрос важен с социальной точки зрения. Когда человек попал в аварию, нанес ущерб и ему необходимо его возмещать, а денег нет, тогда на помощь придет страховая компания", – дополнил он.

Другого мнения придерживаются в "Сентрас Иншуранс". В компании опасаются, что отсутствие обязательного страхования мопедистов и электросамокатчиков может вызвать финансовые риски для рынка. В том числе создать несправедливость для пострадавших и ухудшить доверие к защите граждан. Тогда как установление нормы и правил на законодательном уровне позволит обеспечит стабильность и надежность для всех участников дорожного движения.

При этом решение обязать страховать водителей мопедов и электросамокатов в итоге будет зависеть от законодательных и регуляторных органов страны, отметили в "Сентрас Иншуранс".

"Важно обеспечить баланс между безопасностью и экономической нагрузкой на владельцев данных транспортных средств, принимать решения, учитывающие интересы общества и страховщиков в целом", – отметили в компании.

Кроме того, в "Сентрас Иншуранс" рассказали, какие критерии могут повлиять на размер премии обязательной страховки. В их числе степень риска, региональные особенности, тип и мощность транспортных средств, срок действия страховки, опыт владельца, политика регуляторных органов и другое.

Также вопрос о внедрении ОГПО для мопедистов и электросамокатчиков прокомментировали в страховой компании Amanat. 

В финорганизации считают нужным на законодательном уровне обязать владельцев мопедов регистрировать свой транспорт в соответствующих госорганах и рассмотреть экономическую обоснованность на уровне государства. 

Что касается тарифов обязательного страхования для них, то его предлагают сделать идентичным расчету премии по мотоциклам или авто.

При этом ситуация с внедрением финансовой ответственности электросамокатчиков отличается. В Amanat это связывают с тем, что большинство электросамокатов принадлежит кикшеринговым компаниям.

"Как вы знаете, в систему арендных самокатов включена страховка, но она добровольная. То есть по усмотрению арендатора транспорта ее можно отключить. Однако при возникновении непредвиденной ситуации вся ответственность лежит на пользователе. По данным Whoosh (прим. LS – кикшеринговая компания), в конце 2022 года данный инструмент стал только доступен для казахстанцев. Тогда в Алматы доля подключивших добровольное страхование составляла всего 5%, а в середине 2023 года – 54%. В Астане в прошлом году их было около 2%, а в середине 2023 года – свыше 80%", – подчеркнули в компании.

Всего с начала 2023 года Amanat зарегистрировал 34 случая по пользователям кикшеринговых услуг. В основном они связаны с причинением вреда здоровью застрахованного.

Между тем управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев рассказал LS, что в ассоциацию обращений от страховых компаний или госорганов по внедрению такого защитного инструмента не поступало. Однако в случае принятия подобного закона они готовы страховать граждан. 

"Вопрос только в том, как его обеспечить исполнением. Самое главное в этом вопросе – разделить его на две категории. Даже самих электросамокатчиков нужно разделить на две части: занимающиеся кикшерингом фирмы и частные. Если вводить систему обязательного страхования, то компании еще можно как-то обязать страховать своего клиента. При этом по частным пользователям это невозможно сделать, поскольку электросамокаты не регистрируются как автотранспорт. Конечно же, можно принять норму и периодически проверять у них наличие страховки, но это достаточно сложный процесс", – резюмировал он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.