Национальный банк приступил к разработке комплекса мер по оздоровлению банковского сектора. Регулятор заявил, что усилится работа по предупреждению кризисных явлений. Аналитики, опрошенные LS, высказали мнения о том, как изменения скажутся на финансовом секторе.
Председатель правления "Цесна Капитал" Самат Балкенов считает, что оздоровление рынка приведет к ужесточению конкуренции.
"Никогда не поздно начинать подобного рода инициативы, поскольку они являются частью структурных реформ, хоть и в отдельно взятой отрасли. Инициативы Нацбанка в данный момент весьма актуальны, и оздоровление сектора необходимо в первую очередь для казахстанцев и возврата в некоторой мере утраченного доверия к банковскому сектору. Немаловажно и то, что в перспективе оздоровление рынка ведет к ужесточению конкуренции и подталкивает к предоставлению более выгодных для клиентов предложений", - уточнил он.
Балкенов напомнил, что глава Нацбанка Данияр Акишев пообещал до апреля 2017 года внедрить единую методику оценки провизий с соответствующей корректировкой капиталов банков. Данная система существовала в Казахстане до 2013 года. Глава финансового надзорного органа также отмечал, что будет предложена программа "поддержки крупных банков за счет государственных ресурсов на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации банков".
"В настоящее время ситуация такова, что для некоторых банков без господдержки докапитализация – это сложно выполнимое условие. Поэтому разрабатываемая программа поддержки крупных банков за счет государственных ресурсов на принципах солидарного участия акционеров в докапитализации – это тоже своевременные меры", - высказал мнение глава "Цесна Капитал".
При этом собеседник не исключает, что регулятор ужесточит требования к игрокам. Балкенов добавил, что слишком "затянутые гайки" приведут к обратному эффекту.
"Какие бы меры по перезагрузке ни предлагал Нацбанк, он в любом случае должен учитывать довольно критическое состояние, в котором сейчас находятся банки, а именно ограниченное кредитование, снижение доходности, неудовлетворительные показатели по просроченным кредитам. А снижение доходности и, соответственно, возможностей по собственному генерированию капитала ведет не только к снижению роста капитала банка, но и к еще более ограниченному кредитованию банками экономики страны. В любом случае все предпринимаемые меры нужно проводить с упором на то, чтобы не слишком "затянуть гайки", что может привести к обратному эффекту", - предупредил Балкенов.
Глава "Цесна Капитал" считает, что Казахстану в вопросе регулирования банковского сектора необходимо ориентироваться на российский опыт.
"Мы не особенно уникальны в вопросах развития банковского сектора. Поэтому любой успешный опыт, например, российский, хорош для перенимания. В частности, в России на 1 января 2017 года действуют 575 коммерческих банков, а на начало прошлого года их было 681. То есть за год в рамках санации были отозваны лицензии у 106 организаций. Представьте, как было бы лучше, если бы эти 106 банков продолжали и дальше существовать и подвергали депозиты вкладчиков рискам невозврата по причине их плохого управления? Или лучше, если Центральный банк России заблаговременно выявит их и отзовет лицензии, чтобы ситуаций с банкротствами банков, когда, прежде всего, страдают простые вкладчики, было бы гораздо меньше в будущем. Казахстан не может быть исключением в таких случаях", - предположил он.
Финансовому надзорному органу, по мнению собеседника LS, можно было бы присмотреться к планам ЦБ РФ по переходу на трехуровневую систему банковского надзора с 1 января 2019 года. Балкенов счиатет, что подобные меры выглядят своевременными в текущей ситуации.
"Согласно данной системе, планируют выделить три уровня. Системно значимые банки, которые продолжат работать по тем же правилам, что и сейчас. Затем универсальные банки, которые могут совершать все виды операций, включая международные, но и регулируются в полной мере в соответствии с базельскими стандартами. Третий тип - банки с базовой лицензией, которые будут в основном обслуживать физических лиц, малый и средний бизнес. Центробанк РФ предлагает существенно упростить регулирование для таких банков, поскольку уровень принимаемых ими рисков будет ниже, и у них не будет возникать необходимости в проведении очень сложных, в том числе международных, операций", - разъяснил он.
Балкенов также предполагает, что перед Нацбанком стоит огромная работа, на реализацию которой уйдет значительное время. Речь идет о таких мероприятиях, как ужесточение подходов к оценке сделок с аффилированными лицами и сделок на льготных условиях, упрощение процедур по объединению банков, повышение ответственности аудиторов и оценщиков за сокрытие информации.
"В целом насчет эффективности инициатив пока говорить рано, поскольку сначала нужно увидеть полный план Нацбанка и оценить, насколько выполнимы поставленные задачи и применяемые инструменты", - добавил он.
В свою очередь аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов полагает, что перезагрузка банковского сектора заключается в повышении его надежности.
"В условиях сильных колебаний на мировых сырьевых рынках стабильность банковской системы является важным фактором поддержки всей экономики. Я полагаю, что предложения Нацбанка вполне актуальны, так как он сам и отвечает за такую стабильность и лучше всех ориентируется в отрасли. Предложения главного банка касаются в основном расширения полномочий регулятора и новых правил оценки кредитных организаций", - предположил Лукашов.
Он также считает, что меры регулятора не предполагают ужесточения политики в отношении игроков.
"Как правило, ужесточение происходит за счет повышения норм резервирования и требований к размеру капитала и активов банков. В данном случае, как я понимаю, это не планируется. "Перезагрузка" также не увеличит затраты и расходы у самих банков. Соответственно, при повышении надежности не должна возрасти плата за банковское обслуживание клиентов. По моему мнению, это является важным позитивным фактором", - отметил собеседник LS.
В то же время экономист Тимур Абилкасымов считает, что для перезагрузки банковского сектора необходим анализ актуальности действующей системы регулирования. Он также полагает, что необходимо проанализировать вопрос того, насколько правильно установлены требования к пруденциальным нормативам и их релевантность в целом.
"Например, требование к коэффициенту текущей ликвидности (К4) составляет 0.3, что является крайне низким показателем и, возможно, стоит его пересмотреть. Для сравнения: в нормах Базеля III отношение ликвидных активов к чистому денежному оттоку должно быть не ниже 1 (Liquidity coverage ratio). Также не совсем понятна необходимость требования к коэффициенту размещения средств во внутренние активы (К(ва)). Помимо прочего, банки в качестве залога принимают от заемщиков денежные потоки, поступающие в будущем. Это является рискованным активом и пора прекратить банкам брать виртуальные залоги", - уточнил собеседник.
Абилкасымов также ожидает, что после отзыва лицензии у Казинвестбанка и увеличения господдержки Нацбанк будет реагировать на это ужесточением правил игры.
"Однозначно, собственный капитал является одним из главных показателей стабильности банков. Теперь докапитализация банков будет проводиться с государственным участием, так как ранее Нацбанком уже предпринимались безуспешные попытки увеличения капитала за счет средств акционеров. Поддержка крупным банкам, вероятно, будет осуществляться за счет средств Единого накопительного пенсионного фонда или Нацфонда. При этом поддерживать банки за счет подобной помощи - не самая лучшая практика. Такую поддержку можно классифицировать как заем у будущих поколений. Сегодня Казахстану стоит изменить свое отношение к такому роду кредитования у будущего и снижать объемы траншей из данных резервов", - подчеркнул экономист.
Абилкасымов напомнил, что в феврале текущего года глава Нацбанка Данияр Акишев заявил о необходимости внедрения риск-ориентированного надзора.
"Реализацию данного подхода следовало внедрять с приходом первых сигналов кризисных явлений. Предложенные Нацбанком меры могут быть не только болезненны, но и отпугнуть иностранных инвесторов от “зарегулированного” рынка. Однако есть меры, которые могут сделать рынок более прозрачным. Например, внедрение единой методики оценки провизий снизит вероятность уклонения от начисления провизий", - предположил он.
При этом независимый аналитик Александр Юрин напоминает, что проблемы в банковском секторе появились не вдруг и не сразу. По его оценкам, они незаметно вызревали на протяжении многих лет. При этом оставались скрытыми от глаз в силу несовершенства надзорной инфраструктуры и подходов к формированию банковской статистики.
"В сложившейся ситуации неизбежно возникает вопрос о том, куда все эти годы смотрел сам регулятор и почему о "перезагрузке" финансовой системы стали говорить только сейчас", - вопрошает Юрин.
По его мнение, что в сообщении Нацбанка были перечислены некоторые меры по перезагрузке финансового сектора страны.
"Пока непонятно, ограничиваются ли инициативы регулятора только этим перечнем, либо он через некоторое время озвучит что-нибудь еще. В перечне озвученных к настоящему времени мер отсутствуют какие-либо намеки на комплексность подхода, при этом с некоторыми инициативами Национальный банк опоздал, а смысл некоторых ускользает от понимания. Например, в 2013 году регулятор изменил требования к начислению провизий банками таким образом, что механизм провизирования полностью утратил значение с точки зрения его надзорной и регуляторной составляющих. В итоге у Национального банка ушло четыре года, чтобы понять необходимость возвращения надзорного смысла механизму провизирования", - считает Юрин.
Аналитик советует Нацбанку начать оздоровление банковской системы с нескольких моментов.
"Во-первых, нужно выявить проблемы и по возможности дать им количественную оценку, для чего, вероятно, потребуется изменение подходов к формированию банковской статистики. Во-вторых, удалить все пробелы в регуляторной базе и создать правовой базис, который способствовал бы увеличению эффективности надзорных процедур. В-третьих, сделать процесс принятия решений в надзорном поле максимально транспарентным – это позволило бы снизить влияние на надзорный процесс отдельных политических сил, контролирующих банки. Иными словами, "перезагрузку" финансовой системы Национальному банку стоит начать с "перезагрузки" самого себя", - подчеркнул он.
Юрин уточнил, что заявленные инициативы регулятора пока еще не обрели четких очертаний, поэтому оценивать их в настоящее время несколько преждевременно.
"Однако тот факт, что через них красной нитью проходит желание Национального банка получить возможность принимать меры в отношении банков на основании собственных заключений и оценок, наводит на определенные мысли. Если он получит такую возможность в условиях далеко не совершенной регуляторной базы, то это создаст условия для применения избирательного подхода в отношении банков. Соответственно, появится риск того, что регулятор станет злоупотреблять возросшим влиянием", - высказал мнение он.
Экономист опасается, что если проблемы банковского сектора будут не решаться, а скрываться в отчетности и статистике, то банки будут требовать все больших и больших вливаний.
"Вполне вероятна ситуация, когда в один прекрасный момент у государства уже закончатся ресурсы на поддержку банковского сектора, притом что его проблемы банков так и не будут решены. В целом же государственные деньги можно было бы потратить с большей пользой", - резюмировал он.
Напомним, глава государства Нурсултан Назарбаев заявил, что финансовому сектору нужна "перезагрузка".