В Казахстане выбрали нового оператора утильсбора – "Жасыл даму". LS выяснил у профучастников мнение о том, как могут измениться ставки и как это повлияет на авторынок.
В министерстве экологии, геологии и природных ресурсов сообщили, что ставки утильсбора будут рассмотрены и утверждены до конца февраля. До указанного времени утилизационный сбор оплачивается по действующим ставкам оператору "Жасыл Даму". В ведомстве также отметили, что компания полностью подведомственна министерству.
Между тем заместитель председателя правления ассоциации "КазАвтоПром" Артур Мискарян высказал мнение, что определение новых ставок утильсбора необходимо решать с учетом мнений всех отраслевых игроков, позиции ответственного госоргана и экспертного сообщества.
"Предстоит найти баланс. Это сложный процесс по нескольким причинам. По сути речь идет о перенастройке большого механизма, и необходимо единое понимание того, как все будет работать. При разработке новых условий утильсбора стоит закладывать возможность для будущего изменения ставок", – заметил Мискарян.
Он напомнил, что утильсбор необходим для того, чтобы стимулировать инвесторов создавать производство внутри страны и дать потребителям привлекательные по цене и качеству предложения.
Однако, по словам эксперта, некоторые нормы в Предпринимательском кодексе и Законе "О промышленной политике" лишь отталкивают инвесторов от входа на казахстанский рынок и в скором времени могут привести к монополизации отрасли. Поэтому все меры господдержки автопрома должны быть рассмотрены в комплексе.
"Также стоит учитывать экологический аспект и состояние странового автопарка. Для того чтобы заметно снизить уровень выбросов CO2, необходимо введение в эксплуатацию техники, отвечающей экологическим стандартам Евро 5 и Евро 6. При этом важно выводить из эксплуатации откровенный автохлам. В этом отношении две меры – предложение президента о ваучерах и увеличение выплат при сдаче техники в утилизацию – могут ускорить процесс обновления автопарка", – пояснил собеседник LS.
Говоря о ценах, Мискарян отметил, что на мировом рынке наблюдается дефицит машин, что отражается на стоимости. Поэтому в нынешней ситуации маловероятно резкое снижение цен, но пересмотр ставок, вероятно, даст возможность скорректировать их и послужит сдерживанию роста.
В свою очередь председатель Союза промышленников и предпринимателей Iskermen Тимур Жаркенов высказал мнение, что если утилизационный платеж на легковые машины снизится до 100 тыс. тенге, то импортные авто могут подешеветь на 20-30%. На данный момент минимальный размер утильсбора на легковые авто начинается от 459,4 тыс. тенге. При этом в Европе, по словам Жаркенова, он составляет примерно 100-150 евро (около 49,4-74 тыс. тенге).
"Если бизнес будет работать без постоянной помощи государства, то часть игроков может сократиться. При этом добросовестные предприниматели, которые готовы работать, останутся. Это создаст и усилит конкуренцию на рынке авто. В результате потребители будут получать более качественные предложения как среди импортной, так и отечественной продукции", – пояснил эксперт.
Аналитики Центра анализа и мониторинга авторынка отметили, что правительству необходимо определиться со стратегическим направлением в сфере автопрома.
"Развитие одной отрасли занимает достаточно длительное время, не год и не два. В этом направлении надо создавать условия, чтобы инвесторы могли заходить на рынок. Исходя из этого будет выстроена новая политика утильсбора", – пояснили в ЦАМА.
Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев поручил пересмотреть механизм утильсбора в Казахстане. При этом Оператор РОП больше не будет заниматься взиманием платежей. Позже в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов сообщили, кому передадут утильсбор.