Проблема с очередью из грузовиков и ж/д вагонов на казахстанско-китайской границе никак не решается. Это в свою очередь становится причиной других неудобств, сообщает LS со ссылкой на НПП "Атамекен".
Зампредседателя правления палаты Талгат Темирханов рассказал, что из-за новых ограничений со стороны Китая теперь границу могут в сутки пересечь 20 грузовиков и 500 вагонов. Хотя ранее могли проехать 50 и 900 соответственно. В НПП уверяют, что водители фур готовятся встречать новогодние праздники на трассе, а брошенные по маршруту вагоны останутся ждать лучших времен.
"Количество транспорта на границе только увеличивается. Принятые китайской стороной меры повлекли огромные финансовые издержки и срыв договорных обязательств казахстанских предпринимателей перед иностранными контрагентами", – заявил Темирханов.
НПП обратилась в правительство с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств.
"Дело в том, что проблема связана и с отсутствием каких-либо приказов Китая об ограничениях, все ссылаются на устные поручения и жмут плечами. Это усложняет процесс получения справки о форс-мажоре и ломает принцип планирования перевозки, так как, отправляя груз, не знаешь, будут ли введены какие-либо ограничения к моменту, когда фуры или вагоны будут у границы", – отметил зампредседателя правления НПП.
Желают попасть на китайскую территорию не только водители грузовиков, но и ж/д перевозчики. Так, по данным "Қазақстан темір жолы", на границе скопилось около 12 тыс. вагонов с экспортной продукцией. Это руда, зерно и т.д. Как добавили в НПП, 8 тыс. из них уже были брошены из-за невозможности пересечь границу. А это в свою очередь влечет за собой еще одну проблему – нехватку вагонов.
"Казахстанская железнодорожная администрация неоднократно обращалась в адрес председателя правления "Китайские железные дороги", но безуспешно. Учитывая обстоятельства, КТЖ ввел временный запрет с 1 по 10 декабря текущего года на погрузку всех грузов назначением на Китай, за исключением грузов в контейнерах и окатышей", – пояснил Темирханов.
Он добавил, что Казахстан принимает поезда из Китая оперативно и в полном объеме, что, по мнению Темирханова, выглядит не совсем справедливо по отношению к отечественным экспортерам.
"Более того, как сообщили в КТЖ, в декабре китайская сторона намерена сократить прием вагонов на 50%. При заявленном объеме свыше 26 тыс. вагонов будут приняты только 15 тыс.", – добавил представитель НПП.
В организации также рассказали, что на автомобильном пункте пропуска "Нур жолы" в электронной очереди ждут заезда 600 фур с казахстанской продукцией, а именно подсолнечное масло, маргарин, шерсть и т.д. А также 6 тыс. порожних грузовиков для импорта китайской продукции. Аналогичная ситуация складывается на пункте пропуска "Достык".
В НПП также предупредили, что карантинные меры Китая могут затянуться и на период I квартала 2021 года. А это означает, что казахстанские экспортеры могут потерять китайский рынок.
Напомним, ситуация со скоплением грузовиков на границе с Китаем продолжается не первый месяц. Проблема даже вызвала спор между казахстанскими налоговиками и депутатами.