В министерстве торговли и интеграции объяснили, почему экспортеры остались без субсидий в 2022 году, передает LS.
В ходе пленарного заседания мажилиса депутат Николай Арсютин рассказал, что в 2022 году Минторговли запланировало расходы в размере 600 млн тенге на субсидирование ставок вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам, которые подлежат страхованию со стороны Kazakh Export.
"Согласно отчету правительства, ни один экспортер запланированную поддержку не получил, а средства остались неосвоенными. Получается, по вине Минторга бизнес остался без господдержки, что, вероятно, привело к потерям рынков. При этом указана всего одна причина неосвоения – это отсутствие правил по субсидированию ставки вознаграждения. В связи с этим у меня вопрос: разве не ваше министерство должно было эти правила разработать? Почему это не было сделано своевременно и почему подведомственный институт не приступил к работе в 2022 году?" - спросил мажилисмен.
На это министр торговли и интеграции Серик Жумангарин ответил, что в конце 2021 года был принят закон о промышленной политике, в котором был предусмотрен такой механизм: покупающие казахстанскую продукцию импортеры высокого передела имеют право на субсидирование ставки вознаграждения, выдаваемого казахстанскими финансовыми организациями.
"При этом субсидирование должен был проводить финансовый агент, который одновременно занимался страхованием экспортных рисков. На тот момент это был Kazakh Export. Но в процессе работы АРРФР было отказано в назначении Kazakh Export единым оператором, поскольку на тот момент компания, согласно закону о страховании, не имела права заниматься иными видами деятельности, кроме страхования. Поэтому министерством было предложено пока использовать потенциал фонда развития "Даму" для проведения субсидирования ставки вознаграждения. "Даму" согласился", - сказал он.
Далее, по словам министра, нужно было внести изменения в правила приоритетных видов деятельности для продукции высокого передела, которую ведет министерство индустрии и инфраструктурного развития.
"После данных изменений в конце лета были приняты соответствующие правила субсидирования. Сегодня они есть. Но окончательно решить этот вопрос поможет только принятие законопроекта об экспортном страховом агентстве, который сейчас находится в парламенте. Я слышал, что первое чтение запланировано на конец июня. Надеемся в этом году этот законопроект уже в полном виде получить. Самая главная причина – было неправильное планирование и прогнозирование", - пояснил глава Минторга.
В основе этого инструмента лежат реальные контракты. В данном случае они были связаны с заводом, который выпускает локомотивы, уточнил он.
"У нас по ним достаточно хорошая потребность была: семь локомотивов собирался купить Азербайджан, четыре - Таджикистан, два - Кыргызстан. Однако партнеры не договорились о цене, они просят скидку. Кроме того, есть работа, связанная с ремонтом кыргызских вертолетов на 405-ом вертолетном ремонтном заводе. Поэтому причина неосвоения в том, что соответствующих партнеров, которые бы работали с казахстанскими предприятиями, на тот момент не было. Сегодня этот момент прорабатывается, сумма несколько уменьшена в бюджете текущего года, надеемся, что ее освоим. Вину министерства не снимаю, по вине нашего министерства", - резюмировал он.
Ранее сообщалось, что в Казахстане более 40 тыс. фермеров рискуют остаться без субсидий в 2023 году.