Сенат вернул в мажилис проект трехлетнего бюджета с правками

сегодня

Сенат вернул в мажилис проект трехлетнего бюджета, передает LS.

По словам депутата Султанбека Макежанова, сенаторы внесли предложения по увеличению расходов бюджета в 2026 году на сумму 50  млрд тенге. Финансирование увеличения расходов будет осуществляться за счет резерва правительства и обслуживание долга.

При этом в проекте в проекте трехлетнего бюджета на 2026 – 2028 годы рост ВВП на следующий год установлен на уровне 5,4%, что является очень хорошим показателем, учитывая высокую базу текущего года в 6%.

"Однако до сих пор значительное фискальное участие обеспечивает этот рост, что делает его неустойчивым. Иными словами, экономика растет на бюджетных деньгах, а не на частных и внешних вложениях. При этом ее структура практически не меняется. По-прежнему локомотивами экономики остаются горнодобывающая отрасль, транспорт, строительство и торговля. Поэтому необходим не количественный, а качественный рост. Поскольку в противном случае будут возникать негативные последствия в виде ускорения инфляции, резкий рост которого в прошлом месяце достиг 12,9%", - сообщил он.

При этом, по его словам, несмотря на номинальный рост налоговых доходов на 3,6 трлн тенге в 2026 году, их доля к ВВП имеет тенденцию к снижению с 10,5% в 2026 году до 10,1% в 2028 году, добавил депутат.

"То есть это свидетельствует о том, что с доходной частью республиканского бюджета не все так "безоблачно". Это подтверждается нисходящей динамикой доли доходов госбюджета к ВВП с 16,3% в 2026 году до 15,9% в 2028 году. Это вызывает определенные сомнения по увеличению доходов госбюджета до 18 % к ВВП в 2030 году, установленных Концепцией управления госфинансами", - считает он.

Есть вопросы по росту госдолга, продолжил С. Макежанов.

"На наш взгляд необходимо отметить проблемы и риски, которые оказывают прямое влияние на его дальнейший рост. К ним относится практика покрытия имеющейся задолженности по госдолгу за счет привлечения новых займов, а также риск роста долга акиматов ввиду того, что в рамках трансфертов общего характера на эти цели средства не предусматриваются.  Прогноз гарантированного госдолга в 2026 году – 4 трлн тенге или 2,2% к ВВП. Это указывает на потенциальные угрозы для экономической стабильности страны", - уверен он.

Кроме того, по словам сенатора, наблюдается снижение поступлений дивидендов на госпакет акций, находящихся в республиканской собственности.

"При этом, направление дивидендов от госфонда "Самрук-Казына" в 2026 – 2028 годах в республиканский бюджет не предусмотрено и даже поступление запланированных на 2025 год дивидендов не предвидится. А причина – в связи с направлением их на финансирование проектов, которые определяются как "прочие распределения акционеру". Так, "Самрук-Казына" из планируемых в 2025 году 557 млрд тенге дивидендного дохода, 279 млрд тенге или 50% будут направлять в основном на социальную сферу. Насколько это оправдано? Ведь логичнее было бы инвестировать в свои отраслевые проекты чтобы генерировать производственную добавочную стоимость", - высказался С. Макежанов.

Таким образом, по его словам, происходит перераспределение средств через квазигоссектор вне бюджетного контроля, что несет в себе риски для устойчивости финансового положения холдинга.

Между тем в условиях острого дефицита бюджетных средств продолжают иметь место неэффективность бюджетного планирования и их использования, подчеркнул он.

"Так, согласно оценке реализации государственных инвестпроектов при строительстве 40 пограничных отделений наблюдается рост расходов с 87,7 млрд тенге до 113,7 млрд тенге. Причина – отставание от установленных сроков. Также и министерство водных ресурсов и ирригации допускает срыв плановых сроков ввода объектов в эксплуатацию, что приводит к удорожанию. Так, по 10 объектам, которые должны были быть введены в эксплуатацию в 2025 – 2026 годах на общую сумму 24,3 млрд тенге, не начата их реализация с момента образования госоргана, то есть с сентября 2023 года", - резюмировал депутат.

В целом, в ходе проекта трехлетнего бюджета на сенаторы внесли ряд уточнений по перераспределению его расходов. Так, на развитие систем теплоснабжения внесены корректировки на 37,9 млрд тенге, в том числе на 2026 год – 9,8 млрд тенге, на тепло-, электроэнергетики на общую сумму 7,7 млрд тенге, в том числе на 2026 год – 4,7 млрд тенге, на водные ресурсы на 8,9 млрд тенге, на 2026 год – 2,3 млрд тенге.

Кроме того, по развитию газотранспортной системы в 2026 году внесены корректировки на 5,5 млрд тенге, по берегоукрепительным работам в 2026 году – 2,2 млрд тенге, по содействию развитию отраслей промышленности в 2026 году – 1,5 млрд тенге.

Также перераспределены средства между госорганами.

Отметим, что сенат вернул в мажилис Закон "О республиканском бюджете на 2026 – 2028 годы" с данными корректировками.

Ранее сообщалось, что в Казахстане представили параметры трехлетнего бюджета. LS также сообщал, сколько и куда планирует потратить правительство в 2026 году.  

 

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.