В Казахстане каждые полгода проводятся мероприятия, посвященные развитию розничной торговли. Речь идет о таких проектах, как "Retail Business Казахстан" и Asian Retail & Distribution Summit, где крупнейшие игроки рынка обсуждают текущую ситуацию в секторе и делятся опытом. В интервью LS организатор указанных мероприятий, генеральный директор BBCG Kazakhstan Елена Саргалдакова рассказала о проблемах участников ретейл-рынка. По ее словам, программа саммитов составляется после анализа рынка. Повестку дня задают сами представители ретейла. По мнению Саргалдаковой, вопросами торговли в Казахстане никто не занимается. Однако на площадке "Retail Business Казахстан" ретейлеры могут обсуждать текущие проблемы и искать пути их решения.
- Елена, какие вопросы сегодня волнуют отрасль розничной торговли?
- Валютные колебания стали серьезным ударом для ретейлеров. Позже было недопонимание арендаторов и арендодателей по поводу изменения условий оплаты. Еще одной важной темой для бизнеса стало решение налоговых вопросов. Мы пригласили на одну из сессий "Retail Business Казахстан" представителей предпринимательского сообщества, общественных организаций, отраслевых ассоциаций и представителей налогового комитета. Эксперты встретились в диалоге о новом законе о торговле. Сессия прошла бурно и мы с трудом остановили дискуссию.
Кадровый резерв – это еще одна тема, которая волнует казахстанских и российских предпринимателей. На прошедшем саммите мы провели ярмарку вакансий в ретейле. На нее мы пригласили соискателей, которым было бы интересно работать в данной отрасли, и представителей торговых сетей. Кроме того, мы запустили в Казахстане и России "Институт ретейла". Это полноценная учебная программа, по которой будут выпускаться профессионалы с навыками для розничной индустрии. В университетах студентам преподают базу, а торговым сетям их приходится переучивать. Бизнесмены подхватили нашу инициативу и выразили желание участвовать в составлении учебного плана и преподавать студентам, лишь бы на рынке были необходимые специалисты. Партнерами "Института ретейла" в Казахстане станут несколько ВУЗов страны, а в России – МГИМО и "Сколково". В институте будет проводиться как обучение бакалавров, так и курсы повышения квалификации уже работающих сотрудников розничной индустрии.
Кроме того, на площадке конгрессов розничной индустрии всегда функционирует Центр закупок торговых сетей, где ведут двусторонние переговоры о прямых поставках казахстанские товаропроизводители с представителями закупок торговых сетей как Казахстана, так и зарубежья. В этому году в таких переговорах приняли участие 25 торговых сетей из Казахстана, России и Кыргызстана.
- А какую еще помощь вы оказываете отечественному бизнесу?
- В этом году мы стали официальными представителями 10 торговых сетей сибирских регионов России. Наша компания будет поставлять им казахстанские продукты. Пока речь идет о сельхозпродукции. Российские сети выразили готовность закупать десятки тысяч тонн овощей и фруктов в квартал. В Казахстане такого количества товара нет. Поэтому мы подключаем к этой программе Узбекистан, Таджикистан и Иран.
- В связи с чем у России такой интерес к казахстанским продуктам?
- Эмбарго. Из-за санкций российские сети заинтересовались казахстанскими товарами. Так как мы давно сотрудничаем с этими сетями, они нам доверяют. Раньше торговые сети обращались ко мне в поисках поставщиков отдельных товаров, а сейчас им требуются большие объемы. Они составили перечень необходимой на их рынке продукции. В список вошли овощи, фрукты, ягоды и бахчевые культуры. Наша задача – найти этот товар в Казахстане в нужном объеме. Кроме того, необходимо, чтобы все соответствовало требованиям: упаковка, тара и состояние продукта. Сейчас важно отладить цепочку поставок от аграриев до торговых сетей. Поэтому много работы придется проводить, обучая фермеров приводить товар в должный вид и получать необходимые сертификаты.
- На какую сумму будут производиться поставки?
- Совокупный оборот у торговых сетей составляет больше 210 млрд рублей, а потребность в казахстанских овощах и фруктах составляет 65 тыс. тонн. Мы уже нашли некоторых поставщиков. В этом нам помогли "Атамекен" и Kaznex Invest. Первые поставки будут осуществляться уже в мае.