Госфонд "Самрук-Қазына" избавится от "дочки", передает LS.
Председатель правления "Самрук-Қазына" Нурлан Жакупов рассказал о планах по сокращению госучастия в экономике.
"Управлением принято решение оптимизировать структуру группы фонда и вынести на рассмотрение совета директоров вопрос о ликвидации "Самрук-Қазына Бизнес Сервис". Данная работа будет осуществлена в установленный законодательством срок и порядок. Фонд продолжает работать над повышением эффективности и увеличением стоимости активов группы, а также избавляться от неприбыльных активов", – сообщил он.
Н. Жакупов также рассказал о планах по расширению железнодорожной инфраструктуры.
"Сегодня "Қазақстан темір жолы" строит терминал в порту Алят в Баку и сухой порт в Будапеште. На этот год планы выхода в Румынию либо Болгарию. Также в этом году хотим ввести в эксплуатацию сухие порты Селятино в России и Свислоч в Беларуси. А еще мы смотрим на порты в городе Карачи и в Абу-Даби, то есть север-юг. Все это мы потом будем предлагать инвесторам при потенциальном проведении IPO КТЖ", – пояснил он.
Глава фонда отметил, что в стране часто сожалеют об отсутствии выхода к океану.
"Но я считаю, что нам очень повезло, что мы находимся между Китаем и Европой. Чтобы доставить контейнер из порта Шанхай в Роттердам по воде, требуется порядка 60 дней. При условии, что на Красном море и Ближнем Востоке все спокойно. А если там возникают проблемы, тогда доставка затягивается до 100 дней. И если мы посмотрим, сколько по времени занимает транзит такого же контейнера по железной дороге из порта Ляньюньган в Роттердам, то это 14-16 дней. При этом сегодня лишь 3% грузов идет через ж/д. Почему? Это связано с инфраструктурными ограничениями в Казахстане, так как 80% из этих 3% идут транзитом через нас", – сообщил он.
Таким образом, по его словам, при реализации всех планов по расширению инфраструктуры у Казахстана есть все предпосылки для монетизации своего географического положения.
Между тем, по прогнозам Н. Жакупова, общее финансовое положение "Самрук-Қазына" ухудшится в текущем году. Ожидается, что чистая прибыль фонда сократится до 1,438 трлн тенге, в то время как в прошлом году она составляла 1,795 трлн тенге.
При этом долги госфонда, наоборот, вырастут с 9,039 трлн в 2024 году до 10,289 трлн тенге в 2025 году.
Ранее сообщалось, что в 2025 году "Қазақстан темір жолы" может провести первичное размещение.
При этом зампредседателя АРРФР Мария Хаджиева рассказала о том, что в текущем году планируется проведение IPO трех госкомпаний – КТЖ, QazaqGaz и "Самрук-Энерго".