Агентство S&P Global Ratings понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги госфонда "Самрук-Казына" с "BBB-/A-3" до "ВВ+/В". Прогноз - "негативный", передает LS.
Одновременно S&P понизил показатель фонда по национальной шкале с "kzAA" до "kzAA-". Организация также понизила рейтинг приоритетного необеспеченного долга с "BBB-" до "ВВ+".
"Понижение рейтингов фонда обусловлено главным образом нашим мнением о постепенном снижении готовности правительства предоставлять организациям, связанным с государством (ОСГ), ресурсы для своевременного обслуживания и погашения долга в случае необходимости, о чем свидетельствует сравнительно ограниченное участие государства в обеспечении своевременного погашения обязательств нескольких казахстанских ОСГ в последние 18 месяцев", - уточняется в отчете S&P.
В то же время аналитики агентства полагают, что фонд остается важным инструментом реализации государственной политики, а вероятность получения экстраординарной поддержки от государства остается "практически безусловной".
"Рейтинги фонда "Самрук-Казына" на несколько ступеней выше оценки характеристик его собственной кредитоспособности. Мы полагаем, что собственная кредитоспособность фонда, то есть без учета потенциальной экстраординарной поддержки от государства, соответствует категории "b", - предположили в S&P.
При этом в агентстве уточнили, что под экстраординарной поддержкой подразумевается помощь, обеспечивающая своевременное и полное обслуживание и погашение долга организации в стрессовом сценарии. При оценке текущей поддержки (учитываемой при определении уровня собственной кредитоспособности) S&P принимает во внимание перечисления из государственного бюджета, направленные на поддержание или расширение деятельности организации, например, средства в рамках государственных программ, направляемые на разработку конкретных проектов или поддержку определенных секторов экономики.
В организации отметили, что за последние 18 месяцев отмечалось несколько случаев, когда экстраординарная государственная поддержка была слабее, чем ожидали аналитики, как в случае двух ОСГ, на 100% принадлежащих государству: железнодорожного оператора "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и энергетической компании "Самрук-Энерго", которые являются "ключевыми" дочерними компаниями холдинга "Самрук-Казына".
"Мы отмечаем, что в случае КТЖ административные процедуры получения экстраординарной поддержки от государства были сложными и длительными. В прошлом году у КТЖ не хватало средств для погашения облигаций объемом $350 млн за три недели до наступления срока выплат - 11 мая 2016 году. Впоследствии государство своевременно не вмешалось для предотвращения задержки выплат (более чем на пять рабочих дней) "Востокмашзавод", сравнительно небольшой дочерней компании КТЖ, по кредиту Халык банку объемом $31,9 млн, частично обеспеченному поручительством материнской компании. Это событие едва не привело к перекрестному дефолту по облигациям КТЖ, в связи с чем мы понизили рейтинги КТЖ в октябре 2016 года", - напомнили в агентстве.
При этом аналитики назвали еще один случай.
"Другой дочерней компании фонда "Самрук-Казына", "Самрук-Энерго", в декабре 2017 года предстоит погасить еврооблигации объемом $500 млн. Насколько мы понимаем, в течение полугодия до наступления срока погашения доступные денежные средства и их эквиваленты, а также подтвержденные кредитные линии покрывают лишь около половины необходимого годового объема ликвидности на 2017 году. В связи с этим за последние шесть месяцев рейтинги "Самрук-Энерго" были понижены в общей сложности на две ступени; в настоящее время они находятся в списке CreditWatch с негативными ожиданиями. По нашему мнению, эти случаи свидетельствуют о снижении готовности государства предоставлять экстраординарную поддержку сектору ОСГ", - считают в S&P.
В агентстве полагают, что существует "практически безусловная" вероятность предоставления экстраординарной государственной поддержки фонду "Самрук-Казына", однако аналитики понижают долгосрочный рейтинг фонда на одну ступень - до уровня "ВВ+", что отражает, с одной стороны, постепенное снижение готовности правительства оказывать поддержку ОСГ, а с другой – по-прежнему "критически важную" роль, которую "Самрук-Казына" играет для правительства, и "неразрывные" связи фонда с ним.
"Наша оценка вероятности получения фондом экстраординарной поддержки со стороны государства в случае необходимости как "практически безусловной" основана на том, что мы оцениваем роль фонда для правительства как "критически важную", а его связи с ним как "неразрывные", а именно: "Самрук-Казына" имеет "неразрывные" связи с государством, обусловленные тем, что фонд на 100% принадлежит государству. Фонд имеет особый статус национального управляющего холдинга. Мы не ожидаем, что в обозримое время государство сократит принадлежащую ему долю в капитале фонда и уменьшит контроль над ним, несмотря на планы по приватизации некоторых дочерних структур, контролируемых фондом "Самрук-Казына", о которых правительство объявило в 2015 году", - предположили в агентстве.
При этом в S&P уточнили, что в соответствии с законодательством, должности всех членов совета директоров фонда занимают главы исполнительных органов власти, а председателем совета директоров является премьер-министр.
"Правительство играет решающую роль в деятельности фонда благодаря регулярным заседаниям его совета директоров. Являясь холдинговой компанией, фонд "Самрук-Казына" должен полностью принадлежать государству в соответствии с законодательством. В 2015 году правительство объявило о планах частичной приватизации активов фонда, в том числе в энергетической, транспортной и горнодобывающей отраслях, в целях привлечения прямых иностранных инвестиций и стимулирования экономического роста. В перечень предприятий, которые должны быть приватизированы, включены 215 организаций, которыми владеет и управляет фонд "Самрук-Казына". Крупнейшими дочерними компаниями фонда, акции которых будут продаваться в рамках IPO, являются "Эйр Астана", "Казатомпром", "Казахтелеком", "КазМунайГаз", КТЖ, "Самрук-Энерго" и "Казпочта". Согласно планам правительства, к 2020 году 15-25% акций этих компаний будут обращаться на фондовой бирже Астаны", - напомнили в агентстве.
По мнению аналитиков, позитивное влияние на деятельность фонда по-прежнему оказывает получение достаточной текущей поддержки от правительства, которая предоставляется в нескольких формах: в виде льготных бюджетных кредитов, регулярных вливаний капитала из бюджета и приобретения облигаций государственным единым пенсионным фондом.
"Прогноз "Негативный" по рейтингам фонда отражает аналогичный прогноз по суверенным кредитным рейтингам Казахстана. Мы можем пересмотреть прогноз или изменить рейтинги в случае аналогичных действий в отношении суверенных рейтингов. Оценки фонда также могут быть понижены, если мы будем отмечать признаки ослабления государственной поддержки для группы или других ОСГ в ближайшие 12 месяцев", - предупредили в S&P.