В Казахстане предложили ввести рейтинг клиентоориентированности для госорганов. Об этом LS рассказал бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов.
По словам Журсунова, регулирование бизнеса "с чистого листа", о котором говорил президент в послании, предполагает кардинальный пересмотр всей политики и создание чего-то совершенно нового, комплексного и эффективного.
"Во-первых, следует провести ревизию всех требований. Проведенный нами предварительный анализ в сферах с наибольшим количеством субъектов бизнеса показал, что действуют 13,5 тыс. требований, и это не считая техрегламентов и СНиПов. Для сокращения бездумного увеличения требований следует внедрить на законодательном уровне принцип "1- in 2-out" (при введении каждого нового требования необходимо исключить два действующих)", – предложил он.
Во-вторых, следует провести ревизию отчетности, считает Журсунов.
"В этом направлении также имеется масса проблем. В их числе отсутствие полной прозрачности и интеграция баз данных госорганов между собой, имеют место факты дублирующего запроса одной и той же информации со стороны разных госорганов. Требуется полная автоматизация всех видов отчетов и сведений", – отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей
В-третьих, по мнению спикера, необходима реформа госконтроля.
"К этой работе следует привлечь ведущих международных экспертов, кто уже участвовал в успешных проектах в странах переходного периода (Грузии, Прибалтике и др.). Вместе с тем целесообразно полностью и с "чистого листа" пересмотреть систему управления рисками", – продолжил он.
В Казахстане действуют два уровня риска – высокий (проверки и профконтроль с посещением) и незначительный (внеплановые проверки по жалобам), пояснил Журсунов.
"А, к примеру, в России объекты контроля разделены на шесть категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Там оценка риска проводится на основе сведений о добросовестности контролируемого лица, которое к тому же вправе подать заявление об изменении своей категории риска. Помимо этого, предусмотрено более четкое разделение контрольно-надзорных мероприятий: выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд, проверка", – привел он пример.
Такой подход дает больше гибкости и более тонкую настройку системы контроля, считает бизнес-омбудсмен.
"Данный опыт следует использовать и в Казахстане. Сейчас у нас на практике действуют контрольная закупка (СЭС), рейды и выборочный контроль (налоговые органы), однако они не раскрыты в Предпринимательском кодексе. Необходимо узаконить такие виды контроля и детально их регламентировать", – отметил он.
Кроме того, по словам Журсунова, должен быть действенный механизм возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями контролеров, включая и упущенную выгоду.
В-четвертых, требуется проведение ревизии разрешительной системы, добавил он.
"В настоящее время Закон "О разрешениях и уведомлениях" содержит 287 разрешений. При этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку отдельные из них содержатся в иных законах. Необходимо проведение работ по пересмотру разрешений госорганов и квазигоспредприятий на целесообразность и необходимость с учетом опыта стран переходного периода", – пояснил бизнес-омбудсмен.
Он также предложил ввести рейтинг клиентоориентированности госорганов.
"Должна быть третья независимая сторона, которая будет давать объективную оценку работе госорганов (доступность информации для бизнеса, состояние сайтов, оказание госуслуг и др.)", – резюмировал Журсунов.