Казахстанским авиаперевозчикам может не хватить керосина

В "Эйр Астане" считают, что из-за этого регулярное авиасообщение под угрозой срыва

25 сентября 2017 года
    

Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение Казахстана находится под угрозой срыва. Об этом LS заявили в авиакомпании "Эйр Астана".

Как утверждают в компании, такой сценарий событий может произойти, несмотря на разработанную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2016 годы, одним из приоритетных направлений которой является всестороннее развитие нефтеперерабатывающей отрасли, в том числе обеспечение внутреннего рынка авиационным керосином, бензином и дизельным топливом отечественного производства.

"Ситуация с авиатопливом усугубилась в 2017 году. Основными компаниями - экспортерами авиационного керосина в Казахстане являются "Газпромнефть", "НК Роснефть", "Лукойл" и "Татнефть", совокупный среднемесячный объем экспорта которых в 2017 году снизился до 15 тыс. тонн по сравнению с 44 тыс. тонн в 2016 году. Более того, на октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так, "Газпромнефть" уведомила о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018 года", - заявили в "Эйр Астане".

По данным компании, в 2017 году потребность гражданской авиации в авиационном топливе составляет 800 тыс. тонн, из которых лишь 241 тыс. тонн производится Шымкентским НПЗ, являющимся единственным стабильным производителем авиатоплива в Казахстане. Однако он приостановливает свою деятельность осень 2017 года на время проведения ремонтно-профилактических работ. Данный факт, по словам представителей компании, ещё более усугубляет кризисную ситуацию.

"На протяжении многих лет субъекты гражданской авиации Казахстана на 70% зависимы от поставок из России, которые носили нецикличный и негарантированный характер. Политика российских ресурсодержателей направлена на реализацию авиатоплива по остаточному принципу. Другие страны - экспортеры авиационного топлива, такие как Туркменистан, Азербайджан и Беларусь, также испытывают значительный дефицит на внутреннем рынке. При этом приоритетным регионом для экспорта в незначительных объемах является Афганистан. Еще один экспортер - КНР - производит другой тип авиационного керосина - Джет А-1, для использования которого потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры казахстанских аэропортов. Таким образом, ввоз альтернативного авиатоплива не представляется возможным в краткосрочной перспективе", - пояснили в компании.

Как сообщается в релизе "Эйр Астаны", приостановка поставок топлива из России неизбежно приведет к коллапсу отечественного рынка авиатопливообеспечения и создает угрозу функционирования транспортного авиасообщения Казахстана.

"С августа 2017 года министерство энергетики принимает всевозможные меры для разрешения кризисной ситуации, в том числе путем переговоров с Минэнерго России. Однако данные антикризисные меры имеют временный характер, и перед субъектами гражданской авиации все еще остро стоит вопрос обеспечения авиатопливом в предстоящие месяцы. Международно признанным стандартом в авиатопливообеспечении перевозчиков, позволяющим сглаживать риски, возникающие по причине дефицита авиатоплива, является диверсификация и страхование запасов за счет создания резервной схемы авиатопливообеспечения и хранения стратегического запаса для национального перевозчика в основных авиаузлах. В нынешних условиях недостаточных мощностей резервуарного парка аэропортов страны разрешённый лимит хранения авиатоплива для "Эйр Астаны" позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на десятидневные сроки. Создание достаточных стратегических резервов необходимо для выполнения долгосрочных производственных программ и обязательств перед пассажирами", - заключили в авиакомпании. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.