В Казахстане до стабилизации инфляции запретили повышать цены на АИ-92 и дизтопливо. LS побеседовал с директором аналитической компании РАСЕ Analytics Аскаром Исмаиловым на этот счет.
По словам А. Исмаилова, данное решение правительства можно отнести к серии "тушения пожаров". Он отметил, что нужно было снизить градус в обществе.
"Всплеск негатива в Казнете касательно повышения платы за проезд выявил эту латентную агрессию, которая копится в обществе. Хорошо это купировалось лишь социальными сетями. Но это очень плохой сигнал. И с этим нужно считаться. Социальные протесты внутри государства не нужны. Поэтому решение правильное в краткосрочном горизонте", – пояснил аналитик.
Собеседник LS увидел в данном событии провальную работу двух ведомств. Министерство нацэкономики, как отметил А. Исмаилов, недооценило важность нефтегазовой отрасли как основного гаранта финансовой устойчивости страны и решило, что деньги можно выкачать из МСБ и граждан.
"По сути, они хотели залезть в карман граждан Казахстана и МСБ. Расчет был на повышение поступлений за счет налогов", – уточнил эксперт.
Министерство энергетики, по его словам, не отстояло позицию, что нефтегазовую отрасль как основного налогоплательщика нужно поддерживать и увеличить инвестиции, чтобы и дальше отрасль могла приносить прибыль государству и поддерживать социальную повестку страны.
А. Исмаилов обратил внимание на то, что в Казахстане цены на АИ-92 и ДТ выше себестоимости, иначе их перестали бы производить. Он отметил, что почти половину прибыли от продажи данных видов ГСМ получают сети АЗС. Поэтому рост цен нужно регулировать именно с ними.
"Сейчас мы вернулись в точку ноль, когда на месторождениях идет полномасштабное неисполнение программ по бурению, так как компании сталкиваются с нехваткой финансирования и дефицитом денег. Месторождения истощаются в катастрофических масштабах. К 2030 году, если не исправить ситуацию, в Казахстане половину объема ГСМ придется закупать, и это будут уже мировые цены. Поэтому правительству важно уже сейчас исправлять ситуацию в нефтегазовой отрасли. Мы сырьевая страна, и нужно принять эту реальность", – посоветовал А. Исмаилов.
Собеседник LS уточнил, что решение по заморозке цен пока что принято до конца I квартала 2026 года. В связи с этим шесть месяцев покажут, насколько устойчива финансовая система страны. По словам аналитика, при текущем дефиците бюджета трудно что-либо прогнозировать. Поэтому как долго правительство сможет сдерживать цены, покажут первые три месяца следующего года.
При этом, как пояснил эксперт, совершенно ясно, что больше двух-трех лет у государства не получится удерживать стоимость. По его словам, 2027 год очень многое может поменять, потому что Казахстан войдет в единый энергорынок ЕАС. А это может очень сильно ударить по кошельку населения страны.
Вместе с тем текущая мера, по мнению А. Исмаилова, усилит отток топлива, так как в России топливо еще дороже.
"У нас и так был большой разрыв. Теперь он еще больше увеличится. Соответственно, желание соседей только вырастет. Вывозить из Казахстана начнут больше. И тут никакие меры не смогут полностью остановить этот процесс. Здесь я напомню про провал работы "КазМунайГаза" и министерства энергетики по строительству четвертого НПЗ. Сейчас мы видим и ощущаем плоды ошибочных решений, принятых в предыдущие годы. По сути, это все первые руководители КМГ и главы профильного ведомства начиная с 2016 года. Все они в один голос говорили, что новый НПЗ не нужен", – высказался собеседник LS.
Напомним, в 2022 году Болат Акчулаков, будучи во главе ведомства, рассказал, что вместо строительства четвертого НПЗ мниистерство планирует увеличить мощности Шымкентского завода.
До этого в правительстве с переменным успехом велись споры о том, стоит или нет возводить новые крупные мощности.
На 2025 год в Минэнерго рассказали LS, что проектирование нового НПЗ нужно завершить не позднее 2030 года, а строительство начать в 2032 году.
Между тем А. Исмаилов, отвечая на вопрос LS об инвестпривлекательности отрасли, отметил, что заморозка цен никак на это не повлияет, так как есть проблемы другого характера. Он напомнил, что большую часть прибыли получают сети АЗС. Поэтому нужно умерить их аппетиты. Иначе, по мнению аналитика, повышение цен не поможет решить проблемы на нефтегазовых месторождениях.
"КМГ сам сейчас не понимает, как складывается формула себестоимости бензина и дизельного топлива. Поэтому в споре с сетями АЗС нацкомпания не может обосновать цены нефтепродуктов от скважины до стелы. Сети автозаправок этим пользуются. Когда КМГ получит четкие расчеты, то сможет показать, что данные реализаторы нефтепродуктов заигрались с удорожанием", – высказался эксперт.
Для решения проблем, по мнению А. Исмаилова, нужно, во-первых, инвестировать в отрасль и помогать нефтедобывающим компаниям с финансированием, чтобы те смогли продолжить программы бурения.
Аналитик считает, что нужно привлечь дешевые деньги. Он обратил внимание на то, что в фонде "Байтерек" аккумулируются огромные средства, которые не работают на экономику. Поэтому, по словам эксперта, нужно позволить получить средства для нефтегазовой отрасли. Это поддержит бизнес, который сможет продолжить поставки нефти на НПЗ. В результате решится проблема дефицита топлива на ближайшие пять лет.
Во-вторых, как пояснил собеседник LS, КМГ должен понять, какая в реальности себестоимость нефтепродуктов с учетом того, что у нацкомпании очень много месторождений различной сложности. Это очень большая, но необходимая работа. Иначе, по мнению эксперта, цены на светлые нефтепродукты будут расти по "хотелкам" сетей АЗС.
"Самое главное, реформы министерства национальной экономики должны улучшать благосостояние граждан, а не просто лезть в их карманы. Иначе разрушится негласное соглашение между обществом и государством: государство не лезет в карман граждан, граждане не лезут в политику. Разрушить этот баланс очень легко, как видим в последние дни", – заключил А. Исмаилов.