Разрыв между регионами Казахстана может достигать 10-20 лет. Такое мнение LS озвучил старший аналитик департамента консалтинговых услуг AERC Ерасыл Серікбай.
Комментируя поручение президента Касым-Жомарта Токаева сокращать разницу в развитии городов и областей, собеседник LS отметил, что данный вопрос является одной из ключевых проблем развития страны.
"Основные экономические и социальные центры сосредоточены преимущественно в мегаполисах – Астане, Алматы и Шымкенте, а также в нефтедобывающих Атырауской и Мангистауской областях. В то же время ряд регионов сталкивается с проблемами, связанными с низким уровнем доходов и инвестиций, стареющей инфраструктурой, миграционным оттоком населения, а также качеством здравоохранения и образования", – пояснил Е. Серікбай.
В данном контексте, по словам собеседника LS, государство для решения проблемы использует целевое инвестирование, реформирует институциональную среду и внедряет программы территориального развития.
Вместе с тем, согласно анализу межрегиональных различий по ключевым макроэкономическим показателям по итогам девяти месяцев 2024 года, наибольшие объемы ВРП на душу населения зафиксированы в Атырауской области – 13,96 млн тенге, Алматы – 7,3 млн тенге, Астане – 6,3 млн тенге, области Ұлытау – 6,1 млн тенге.
Наименее развитые регионы демонстрируют более скромные показатели: 1,5 млн тенге – Туркестанская область, 1,8 млн тенге – Жамбылская область, 2 млн тенге – область Жетісу.
"Среднее значение ВРП на душу по регионам составляет приблизительно 4,2 млн тенге. При этом отставание наименее развитых регионов от данного уровня достигает почти трехкратного значения, а разница с Атырауской областью – 9,3 раза", – пояснил аналитик.
Также Е. Серікбай выделяет значительные диспропорции в уровнях доходов населения.
По данным Бюро нацстатистики, среднемесячная номинальная зарплата по стране в 2024 году составила 402,6 тыс. тенге. Максимальный уровень зафиксирован в Атырауской области – 620,4 тыс. тенге, тогда как в области Жетісу этот показатель составляет 291,1 тыс. тенге. Разница более чем в два раза.
Кроме того, регионы значительно уступают мегаполисам по уровню обеспеченности современной инфраструктурой, включая транспортную доступность (авто- и железнодорожные пути), цифровую связанность и инженерные сети. Это усугубляет экономическое неравенство, по мнению аналитика, и способствует дальнейшему усилению миграции в наиболее развитые центры.
"Временной разрыв между развитыми и отстающими регионами может составлять от 10 до 20 лет, в зависимости от рассматриваемых параметров. Реалистичность сокращения этих диспропорций зависит от комплексности и последовательности государственной политики", – высказался Е. Серікбай.
Собеседник LS выделил пять барьеров, которые необходимо устранить:
Экономический. Ограниченная диверсификация экономики и высокая зависимость от сырьевого сектора препятствуют устойчивому росту. Недостаточный уровень предпринимательской активности и дефицит инвестиций замедляют развитие малого и среднего бизнеса, который является ключевым фактором развития.
Кроме того, возникают ситуации, когда нефтедобывающие области выступают в качестве доноров республиканского бюджета, тогда как остальные регионы остаются зависимыми от бюджетных трансфертов.
Инфраструктурный. Недостаточное развитие транспортной, энергетической и цифровой комплексов ограничивает мобильность населения и деловой активности.
Авто- и железнодорожная сети развиты неравномерно. Это снижает связанность территорий и препятствует экономической интеграции регионов.
Социальный. Ограниченный доступ к качественному образованию и медицинским услугам, а также высокая внутренняя и внешняя миграция трудоспособного населения в мегаполисы и за границу создают риски для долгосрочного человеческого капитала страны.
Экологический. Деградация земель, дефицит чистой воды и загрязнение воздуха, особенно в промышленных регионах (таких как Атырау, Усть-Каменогорск, Алматы и др.), оказывают негативное влияние на качество жизни населения и устойчивость зеленой системы.
Институциональный. Низкая эффективность государственного управления на региональном уровне, распространенность коррупционных практик и нерациональное расходование бюджетных средств ограничивают потенциал социально-экономического развития и препятствуют реализации стратегических инициатив.
Аналитик отметил, что миграция молодежи и квалифицированных кадров из-за вышеперечисленных факторов ослабляет потенциал областей. Это приводит к перенаселению мегаполисов и росту стоимости жилья в данных городах. В то же время на территориях, которые покидают люди, снижаются инновационная активность, потребительский спрос и уровень предпринимательства. Это усиливает разрыв в доходах. В результате растет социальное напряжение, а устойчивость экономического роста ухудшается.
Для решения проблемы, по мнению Е. Серікбая, нужно работать в нескольких направлениях. В том числе необходимо развивать несырьевые отрасли, стимулировать МСБ, привлекать в регионы инвесторов.
Транспортные сети также необходимо усиливать, создавая и модернизируя автомагистрали и ж/д пути. Помимо этого, важно расширять доступ к цифровым и коммунальным услугам.
Качество образования и здравоохранения в областях требует улучшения. Для этого потребуются программы поддержки молодых специалистов.
Для решения экологических проблем нужно модернизировать предприятия, бороться с водной и воздушной загрязненностью.
Немаловажно расширять бюджетную автономию и свободу регионов, повышать эффективность госуправления и бороться с коррупцией через повышение прозрачности региональных программ.
"При последовательной реализации комплексных мер разрыв между регионами может быть сокращен на 30-50% в течение 10-15 лет. Однако полное выравнивание требует долгосрочной стратегии, сопоставимой с международным опытом стран, реализовавших успешные региональные реформы (например, Южная Корея, Китай, Германия). Таким образом, сокращение разрывов в региональном развитии возможно, но такая долгосрочная задача требует комплексного подхода, значительных инвестиций и политической воли", – заключил Е. Серікбай.
Днем ранее министерство национальной экономики перечислило основные проблемы регионов Казахстана.