В министерстве экологии и природных ресурсов ответили на предложение депутатов мажилиса разделить тариф на вывоз мусора, передает LS.
В ведомстве отметили, что в рамках нового Экологического кодекса создана законодательная база по раздельному сбору твердых бытовых отходов: сухой мусор (бумага, картон, металл, пластик и стекло) и мокрый (пищевые отходы, органика и иное).
Согласно требованиям, местные исполнительные органы должны, среди прочего, устанавливать необходимое количество контейнеров для отдельных видов отходов (не менее двух) на мусорных площадках в соответствующем населенном пункте исходя из численности жителей, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.
При этом физлица обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги за вывоз мусора по утвержденным тарифам.
"Внедрение дифференцированных тарифов на разделение отходов вызывает сложности в связи с вопросом администрирования данного процесса. В связи с этим для стимулирования населения к раздельному сбору ТБО на местах создаются пункты приема вторичного сырья, куда население сдает вторсырье за определенную цену", – пояснили в Минэкологии.
По информации ведомства, в стране работают свыше 400 пунктов приема вторсырья, устанавливаются фандоматы (автоматы по приему тары – прим. LS).
Вместе с тем, по информации Минэкологии, Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) проанализировало* рынок по сбору, вывозу, сортировке и захоронению ТБО и пришло к выводу, что он является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией.
Для решения данной проблемы была разработана дорожная карта, в рамках которой предусмотрены критерии отбора по определению потенциальных участников рынка, установление единого типового договора на сбор и транспортировку отходов, его сроки действия, регламентирование границ и др.
Кроме того, будут проработаны вопросы пересмотра тарифа на ТБО один раз в два года с учетом ежегодной индексации, включения в комплексный план приватизации организаций с государственным участием, осуществляющих услуги по сбору, вывозу мусора, с хорошо развитой конкуренцией.
Также, по информации ведомства, создана рабочая группа по выработке предложений в данном направлении, где рассматривается вопрос стимулирования переработки всех видов отходов.
В Экологический кодекс в июле внесены поправки по утверждению порядка реализации функции оператора, расширенной ответственности производителей (импортеров) по организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов и соответствующих размеров денежных выплат.
После того, как изменения примут, планируется перезапустить механизм стимулирования спецпреприятий в сфере управления отходами (EcoQoldau) в рамках механизма расширенной ответственности производителей.
Помимо этого, продолжится работа по повышению экообразования и формирования экокультуры у казахстанцев.
Ранее LS сообщал, что в Казахстане предложили разделить тарифы на вывоз мусора и его раздельный сбор.
*Анализ за 2020, 2021 годы и восемь месяцев 2022 года.