Из-за низкого уровня госрасходов Казахстану будет трудно достичь качественного роста экономики и благосостояния граждан. Об этом и других проблемах специально для LS обзор подготовил советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов.
15 марта президент Касым-Жомарт Токаев подписал Бюджетный кодекс, который в том числе направлен на оптимизацию госрасходов.
Куда уходят финансы
Оценивая новые правила, М. Темирханов рассказал, что в сравнении с развитыми странами в Казахстане очень низкий уровень госрасходов по ключевым направлениям качественного роста экономики.
"Республика стандартно тратит деньги налогоплательщиков. Т.е использует эти средства на общегосударственные и жилищно-коммунальные услуги, экстренные службы и оборону, охрану окружающей среды и др. Однако особенно важны госрасходы и инвестиции, которые обеспечивают качественное развитие экономики и человеческого капитала, а также рост благосостояния людей. К ним относятся затраты на социальную защиту, образование и культуру, здравоохранение, инновации и т.д.", – отметил он.
Эксперт привел данные из МВФ, согласно которым в 2024 году расходы консолидированного бюджета Казахстана, включающие все бюджетные и внебюджетные госфинансы, составляли 22% к ВВП. Тогда как в странах "большой семерки" (G7) данный показатель в среднем составил 42%.
"Это означает, что в относительном выражении (по отношению к ВВП страны) развитые страны тратят в два раза больше на обеспечение качественного развития экономики, человеческого капитала и благосостояния людей", – объяснил М. Темирханов.
В качестве примера он сравнил расходы государств на здравоохранение. Согласно рекомендациям ВОЗ, их объем должен быть на уровне 6-9% к ВВП в развитых странах и не менее 5% к ВВП – в развивающихся.
При этом в случае с Казахстаном данный показатель (включая траты ФСМС) за 2024 год составил всего 3%, отметил он. На его взгляд, этот фактор и объясняет низкое качество бесплатных медуслуг.
Другой пример связан с заработной платой казахстанцев. М. Темирханов считает, что даже при их невысоком росте реальные доходы граждан не становятся больше или даже снижаются.
"Это говорит о том, что рост доходов населения, выплачиваемых из бюджета (пенсии и другие соцвыплаты), значительно ниже, чем инфляция в стране. Т.е. по социальной защите казахстанцев республика не приближается, а отдаляется от развитых стран", – подчеркнул спикер.
Собеседник LS пояснил, что низкий уровень госрасходов напрямую связан со слабым пополнением бюджета, подавляющую часть которого составляют налоги. Он привел данные МВФ, в которых доходы консолидированного бюджета страны в 2024 году составили 19,5% к ВВП, тогда как у стран G7 данный показатель в среднем на уровне 35,3%. Подобная ситуация позволяет им тратить гораздо больше на развитие человеческого капитала, инфраструктуру и др.
Госгарантия не поможет?
Если рассуждать с точки зрения эффективности расходов бюджета, то, по мнению М. Темирханова, основная проблема властей в том, что они поддерживают бизнес за счет государственных, а не частных средств.
"Например, в ближайшие годы правительство собирается на 8 трлн тенге профинансировать по льготным ставкам так называемые прорывные проекты (включая сельское хозяйство на 1,5 трлн тенге) через госинституты развития, входящие в "Байтерек". Хотя эта сумма не будет целиком за счет госсредств, тем не менее, подобные бизнес-проекты должны финансироваться БВУ и другими частными организациями и инвесторами, а не государством", – считает он.
Таким образом, коммерческие банки и инвесторы смогут отсечь все неконкурентоспособные проекты еще на начальном этапе.
Кроме того, эксперт высказал опасения касательно планов модерпо модернизации коммунальной инфраструктуры. Напомним, что для реализации этой цели нужно 13 трлн тенге.
Он пояснил, что электроэнергетика и водоснабжение являются нерентабельными отраслями экономики из-за низких тарифов. А без госгарантии правительству очень трудно привлечь средства для этих проектов.
"Государственная гарантия для частного финансирования проектов в электроэнергетике и водоснабжении означает рост госдолга, что приведет к росту дисбалансов в текущем проблемном республиканском бюджете. Страна могла бы избежать поиска 13 трлн тенге, если бы у нее была полноценная рыночная экономика, где все бизнес-проекты в электроэнергетике и водоснабжении находились бы в частных руках, как в развитых рыночных экономиках", – подчеркнул М. Темирханов.
Изъятия из Нацфонда
В беседе с LS эксперт обратил внимание, что в начале года потолок по целевому трансферту из Нацфонда хотели установить в размере 30% от гарантированного.
"Я уже неоднократно писал и говорил, что в проекте Бюджетного кодекса не было кардинальных реформ, включая использование Нацфонда. Я надеялся, что хотя бы в последний момент в него внесут объявленные новые бюджетные правила по использованию целевого трансферта из Нацфонда в госказну. Однако этого не произошло", – поделился он.
М. Темирханов рассказал, что в утвержденном документе осталось старое положение, согласно которому размер целевого трансферта из большой копилки определяется президентом и не регулируется никакими бюджетными правилами в законодательстве.
"Более того, в кодекс прямо внесли возможность финансирования экономики страны из Нацфонда в виде облигационных кредитов для "Самрук-Қазына", которые идут в обход республиканского бюджета, т.е. без утверждения парламентом. Ежегодный размер таких заимствований из Нацфонда ничем не ограничивается, и нет нормальной публичной отчетности по ним", – отметил эксперт.
На его взгляд, отсутствие прозрачности имеется в случаях, когда средства Нацфонда привлекаются на крупные инфраструктурные проекты. Так, в 2023 году на строительство железной дороги "Достык – Мойынты" использовали 174 млрд тенге из большой копилки, а в 2024 году "Самрук-Қазына" взял еще 238 млрд тенге.
"При этом на данный момент неясно, на что были потрачены эти деньги. И неизвестно, какой будет сумма облигационных кредитов из Нацфонда в госфонд в текущем году. Законодательство никак не ограничивает размер такого непрозрачного кредитования экономики за счет средств большой копилки", – обратил внимание он.
Между тем в министерстве нацэкономики сообщили LS о том, что в Бюджетном кодексе создана нормативная основа для приоритизации и оценки эффективности расходов. В их числе долгосрочный прогноз развития страны, план развития госорганов и регионов, инвестиционный план и др. По информации ведомства, все указанные инструменты будут применены в 2025 году при формировании республиканского и местных бюджетов на 2026-2028 годы.