Казахстан ждет профицит бензина до 2030 года

Модернизация НПЗ избавит Казахстан от энергозависимости

15 июня 2016 года

После модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Казахстане возникнет профицит топлива до 2030 года. Такой прогноз на конференции "Нефтепереработка и нефтехимия Центральной Азии" в Астане озвучил директор по исследовательским проектам "Исследовательской группы "Петромаркет" Иван Хомутов, передает корреспондент LS.

По его словам, в долгосрочной перспективе в Казахстане будет сдержанный рост экономики. Соответственно, это приведет к сокращению спроса на топливо. К примеру, среднегодовой рост спроса на бензин и дизель в 2016-2030 годы составит чуть более 1,5% - двукратное снижение.

"После модернизации НПЗ в 2018 году выйдут на промышленную эксплуатацию новых установок и на 100%-ную загрузку. Следовательно, дефицит (топлива – прим. LS) сменится профицитом. Причем он будет существенный – по бензину почти 2 млн тонн, по дизелю - около 1,5 млн тонн и по керосину - 400 тыс. тонн. Если исходить из таких сравнительно сдержанных предпосылок относительно экономического роста (Казахстана – прим. LS), то этот профицит будет сохраняться на протяжении 15 лет до 2030 года. Если задумывать четвертый НПЗ и строить его в ближайшие 15 лет с целью снабжения потребителей Казахстана светлыми нефтепродуктами, то вряд ли это имеет смысл делать в таких макроэкономических предпосылках", - пояснил Хомутов.

Вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев подтвердил, что после модернизации и выхода на полную мощность в 2018 году все три отечественные НПЗ смогут обеспечить топливом внутренний рынок на 100%. Откажется ли Казахстан от планов по строительству четвертого НПЗ, по его словам, пока не решено.

"После модернизации мы избавимся от импортозависимости и сможем сами себя обеспечить (топливом - прим. LS). По четвертому НПЗ мы сейчас взяли паузу на более детальное изучение этого вопроса и будем к нему еще возвращаться", - уточнил Мирзагалиев.

Он не исключает, что Казахстан может начать экспорт топлива на ближайшие рынки благодаря прогнозируемому профициту.   

"Мы на это рассчитываем. У нас, во-первых, есть Евразийский экономический союз. Для нас Кыргызстан может быть интересным рынком, Таджикистан, Афганистан и другие приграничные государства. Я думаю, где-то с 2018 года (возможен экспорт – прим. LS)", - подытожил Мирзагалиев.

В свою очередь Хомутов считает, что рынок сбыта топлива уже поделен между Россией, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. Если строить четвертый НПЗ, то Казахстан просто не сможет сбыть свое топливо на другие рынки.

"Казахстанским предприятиям придется вступить в конкуренцию с прежде всего с российскими предприятиями, и выдержать ее будет очень сложно, если не будет поддержки со стороны государства, причем поддержки как экономической, так и политической. Если исходить из текущих предпосылок развития Казахстана, развития нефтепереработки и рынков сопредельных стран, то не находится емких рынков нефтепродуктов для четвертого завода. Проект четвертого завода - это большие риски. Это большие вложения, которые могут не оправдаться", - озвучил свое мнение Хомутов.

Как отметил другой вице-министр энергетики Асет Магауов, ранее у Казахстана были более "агрессивные прогнозы" по росту потребления бензина и дизтоплива. Тогда был смысл рассматривать возможность строительства еще одного завода. По его мнению, дефицит топлива может возникнуть до 2030 года.

"Ожидалось, что каждый год будет агрессивный рост до 2025 года - каждый год по 10%. И естественно, что с учетом текущей реконструкции трех НПЗ, несмотря на то, что мы текущую потребность в бензине и дизтопливе закроем с 2018 года, к 2024-2025 году будет прогнозируемый дефицит. Вопрос (по 4 НПЗ – прим. LS) пока на стадии анализа. Зависит от наших уточненных прогнозов по спросу на нефтепродукты", - объяснил он.

Магауов сообщил, что вскоре Казахстан пересмотрит прогнозы по потреблению бензина и дизтоплива из-за нескольких факторов.

"Идет массовая тенденция перехода на газомоторное топливо. Мы видим это на примере Мангистауской, Атырауской, Актюбинской областей, в Алматы и даже в северных регионах. Кроме того, есть мировые тенденции, в частности Норвегия и Голландия собираются запретить использование двигателей внутреннего сгорания и перейти на электромобили. Я думаю, казахстанцы не останутся в стороне от этих тенденций и электромобили займут какую-то долю автомобильного рынка к 2025 году. Соответственно, это приводит к тому, что мы свои прогнозы потребления по бензину и дизтопливу должны пересматривать. И премьер-министр попросил наше министерство обратить внимание на эти тенденции и как это повлияет на рынок нефтепродуктов. Мы сейчас корректируем обновленный прогноз и тогда дефицита не должно быть в Казахстане", - добавил он.

По данным Магауова, потребление бензина в Казахстане составляет порядка 3 млн тонн в год. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.