Казахстанские предприниматели просят ввести зеркальные меры в отношении Китая из-за ограничений на границе. Свое заявление они озвучили на пресс-конференции в Алматы, передает LS.
Эксперт Масложирового союза Казахстана Геннадий Вейцман попросило государство подключить все свои ресурсы для решения вопроса перевозок импорта из Китая, вплоть до прямых контактов первых лиц Казахстана с китайскими коллегами.
"На мой взгляд, ведомственных рычагов уже недостаточно. Практически весь их ресурс исчерпан. Проблема уже вышла на межгосударственный уровень, где и нужно решать с участием премьер-министра, возможно, президента", – отметил Вейцман.
Другой вопрос, который поднял эксперт, – это транзит китайских товаров в другие страны через территорию Казахстана, который идет в ущерб товарам в адрес отечественных грузополучателей.
"Мы просим ввести казахстанской железной дороге зеркальные ограничения по пропуску китайского транзита в ЕС, в Россию, Кыргызстан, Узбекистан и т.д. до того момента, пока грузы, находящиеся в Китае и следующие в адрес казахстанских грузополучателей, не будут доставлены им. Я думаю, нужно перестать переживать за исполнение каких-то международных соглашений, которые идут в ущерб нашему бизнесу, перестать переживать о том, что о нас подумают, и начать думать об отечественном бизнесе и гражданах", – пояснил Вейцман.
В свою очередь глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева рассказала об убытках отрасли из-за данной проблемы.
"На данный момент по нашей отрасли консолидированные потери компаний, которые столкнулись с этой проблемой, составляет порядка 10,7 млрд тенге. Задержка грузов где-то более 100 дней. Это в конечном счете приводит к повышению стоимости продукции, к остановке производства и увольнению сотрудников", – посетовала спикер.
По ее словам, также из Китая закупается ПЭТ-сырье для производства бутылок. Из-за несвоевременного их получения, у производителей безалкогольных напитков возникли проблемы, которые привели к потере ассортимента, дефициту, огромным убыткам за ежедневные простои, за невыполнение обязательств перед дистрибьюторами.
"Также эта остановка деятельности цеха производства ПЭТ-преформ повлекла за собой кадровые проблемы. У некоторых производителей наблюдается где-то на 80%. С целью сохранения минимального производства компании вынуждены закупать готовые ПЭТ-преформы у российских поставщиков или из Турции, стоимость которых на 70% дороже, чем материал, произведенный собственными силами", – добавила Мамытбаева.
Упомянула она и о доставке авиатранспортом.
"Также логистический кризис вынуждает компании искать альтернативные источники доставки. Если говорить об авиадоставке, то средняя стоимость $5 за килограмм", – пояснила спикер.
В заключение председатель Союза промышленников и предпринимателей Тимур Жаркенов озвучил просьбу предпринимателей в адрес профильных министерств и некоторых госорганов:
- обеспечить возврат пустых контейнеров обратно в Китай в течение трех дней;
- отменить неофициальную монополию автомобильного транспорта на "Хоргосе", не препятствовать въезду авто частных владельцев МСБ и перевозчиков, в том числе по системе "CAT";
- отменить неофициальную монополию брокерских услуг на "Хоргосе", не препятствовать открытию и работе новых брокерских компаний на границе;
- разрешить транзит грузов с границы до Алматы, Нур-Султана в системе "СКУР" (система контроля управления рисками, – прим. LS).
Помимо этого, предприниматели просят МИИР и министерство иностранных дел восстановить гражданские и грузовые перевозки из Китая в Казахстан, увеличить количество контейнерных поездов до 10 в неделю (сейчас один в неделю), количество фур до 700 в день в "Хоргосе", до 100 фур на станции "Алашанькоу", до 40 фур на "Набахты", открыть "Майкапчагай" (приграничные таможенные посты, – прим. LS);
Кроме того, они попросили установить ж/д паритет на границе: один транзит в Европу – один импорт в Казахстан – один экспорт из Казахстана. А также установить санитарные ворота, снять ограничения на опасные грузы в сертифицированной упаковке в соответствии с регламентами для перевозки опасного груза. Например, батарейки.
Помимо МИДа, к решению своих проблем они также просят подключиться комитет госдоходов и Национальный банк, а именно:
- добиться от КНР предоставления официального подтверждения о закрытии пунктов пропуска на карантин, об изменениях ценовой политики и требованиям к перегрузке;
- для целей валютного контроля пролонгировать сроки исполнения экспортно-импортных контрактов и репатриации валютной выручки;
- предоставить документы, подтверждающие форс-мажорные обстоятельства по ситуации с доставкой грузов из/в/через КНР без взимания платы за выдачу документа.