В Казахстане предложили использовать опыт Сингапура в борьбе с бедностью

28 февраля 2024 года

У казахстанцев возникают проблемы с получением социальной помощи несмотря на высокие расходы государства. К такому выводу пришел директор центра региональных исследований ERI* Ерлан Каримов, передает LS

Он предложил использовать опыт Сингапура в борьбе с бедностью в Казахстане и обратил внимание на то, что несмотря на высокие расходы страны на социальную сферу, наиболее уязвимые слои населения продолжают оставаться бедными. Это особенно актуально в отношении сельских жителей, в семьях, где имеются безработные, в многодетных семьях, или когда член семьи имеет инвалидность.

Эффективность социальной помощи, по словам директора центра, также остается проблемой из-за ограниченного эффективного охвата, высоких расходов на администрирование, достаточности выделяемых средств и осведомленности людей о своих правах и др. Эксперт озвучил результаты исследования международной консалтинговой компании "Oxford Policy Management", согласно которым ошибка исключения при назначении АСП в Казахстане составляет 80%, что означает, что помощь получал только один из пяти имевших на нее право. 

Кроме того, в Казахстане актуальным является вопрос анализа расходов на администрирование оказания помощи, считает эксперт. Он отметил, что в странах Евросоюза, на администрирование и управление тратится менее 4% от общего объема затрат на социальные нужды. 

Вместе с тем за последние 20 лет уровень бедности в Казахстане сократился с 47% в 2001 году до 4,8% в 2023 году, отметил Каримов. По его словам, бюджетные расходы страны на социальную защиту населения составляют 5% от ВВП. При этом данный показатель в структуре госбюджета вырос с 52,4% в 2019 году до 55,5% в 2021 году. По словам эксперта, это свидетельствует о приоритетности данной сферы в госполитике, однако данная тенденция может негативно сказаться на развитии других сфер. В частности, в экономике и обновлении инженерной инфраструктуры.

Возвращаясь к опыту Сингапура, Каримов обратил внимание на то, что в данной стране в 1955 году был создан  Central Provident Fund (CPF), который распределяет обязательные взносы на три индивидуальных счета работника: обычный – для покупки жилья, оплаты ипотеки, страхования, образовательного кредита, инвестиций; специальный – накопления на будущую пенсию, инвестиции; медицинский – расходы на медицинское обслуживание, приобретение полиса медицинского страхования. Размер взносов зависит от возраста работника и его зарплаты. Правительство держит на фиксированном уровне (20%) отчисления от зарплаты работника до 55 лет, а с 55 до 65 лет они снижаются (от 15 до 5%). Распределение по счетам жестко контролируется правительством, плательщики их изменить не могут. До 55 лет работник преимущество имеет обычный счет, а далее – медицинский. В 55 лет на имя человека автоматически открывается пенсионный счет (retirement account), на который переводится часть накоплений с обычного и специального счетов для формирования минимальной суммы, необходимой для приобретения пожизненного аннуитета. Правительство изменяет минимальную сумму в соответствии с экономической ситуацией. 

Взносы в CPF, процентные доходы на вклады и от инвестиций, изъятия из фонда налогами не облагаются в отличие от взносов и выплат в частных страховых компаниях.

В 1959 году лишь 9% сингапурцев имели квартиры, в настоящее время эта цифра составляет более 80%, пояснил эксперт. 

По мнению Каримова, тщательный анализ опыта Сингапура может помочь социально-экономическому развитию Казахстана. Это также может стимулировать население к сбережению, инвестициям и приобретению жилья, считает эксперт. 

*Институт экономических исследований 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.