Пока рано говорить о создании наднационального регулятора - министр ЕЭК

Стратегия развития финансовых рынков государств - участников ЕЭП позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласовать долгосрочную политику по развитию финансовых рынков

20 апреля 2015 года
    

О том как изменятся финансовый и экономический рынки в рамках интеграции ЕАЭС, LS рассказал член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур  Сулейменов - Тимур Муратович, не могли бы вы рассказать о проблемных вопросах, находящихся на повестке дня в области экономики и финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)?

Финансовые рынки

Основной проблемой, стоящей перед комиссией в сфере финансовых рынков, является значительное различие в уровне развития и регулирования финансовых рынков в наших государствах. Поэтому первым шагом на пути к интеграции является гармонизация национальных законодательств стран - участниц Единого экономического пространства (ЕЭП) в финансовой сфере. Для этого планируется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принять соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках.

Целью соглашения является сближение подходов к регулированию деятельности на финансовом рынке, в частности, в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг. Комиссия работает над доработкой соглашения о требованиях, которое должно быть подписано до конца 2015 года, а до этого пройти все процедуры внутригосударственного согласования в наших странах.

Соглашение определяет порядок гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере (в банковском секторе, секторе страхования и на рынке ценных бумаг). В рамках данного соглашения ЕЭК совместно с национальными регуляторами разрабатывается план гармонизации национальных законодательств, который станет так называемой «дорожной картой» по гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере.

Отдельного внимания заслуживает разработка концептуального стратегического документа по развитию финансовых рынков стран ЕЭП. В настоящее время в странах «тройки» действуют программные документы по развитию банковского, страхового сектора и рынка ценных бумаг, принятые в разное время и на разном уровне, которые ориентированы в основном на внутреннее развитие, однако не в полной мере учитывают интеграционные цели.

Евразийская экономическая комиссия по согласованию с национальными регуляторами и заинтересованными сторонами приступила к организации работы по разработке стратегии развития финансовых рынков ЕЭП. Предполагается, что эта работа будет завершена к 2016 году и будет содержать практические рекомендации и «рецепты» по развитию общей финансовой системы. Стратегия развития финансовых рынков государств - участников ЕЭП позволит определить ориентиры развития интеграционных процессов на перспективу и согласовать долгосрочную политику по развитию финансовых рынков.

На сегодняшний день актуальной проблемой является отток капитала в дальнее зарубежье в связи с приобретением перестраховочной защиты по принятым рискам. Низкая емкость страховых рынков не позволяет оставлять риски в собственном удержании и требует приобретения перестраховочного покрытия, большей частью в перестраховочных компаниях развитых западных государств.

Ситуация усугубляется также и снижением суверенного рейтинга России, что фактически перекрывает перестраховочную емкость России для Казахстана, поскольку увеличивает нагрузку на капитал казахстанских страховщиков. В связи с этим комиссия совместно с профессиональным страховым бизнес-сообществом работает над возможностью создания общей перестраховочной емкости между государствами - членами ЕАЭС с целью увеличения регионального перестраховочного рынка и создания механизма гарантий для национальных перестраховочных компаний. Проект был инициирован Всероссийским союзом страховщиков и в рабочем порядке получил одобрение от профессиональных страховых сообществ Беларуси и Казахстана – Ассоциации страховщиков Казахстана и Белорусской ассоциации страховщиков.

Налоговая политика

Как вам известно, в ЕЭС в настоящее время формируется цивилизованный общий рынок, в том числе по чувствительным подакцизным товарам. Ради этого в условиях отсутствия внутренних таможенных границ необходимо устранить внутренние административные барьеры во взаимной торговле. И при этом соблюсти финансовые интересы наших стран, не упуская из виду интересы государств в части охраны здоровья населения.

Подобные проблемы нам предстоит решить. К примеру, для свободного доступа казахстанской алкогольной продукции на рынки государств-членов законодательно необходимо исключить обязанность уплаты обеспечительного платежа по внутреннему производству подакцизных товаров. Так, в настоящее время комиссией ведется работа по разработке и согласованию проекта соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции в рамках ЕЭС, нормами которого снимаются вопросы обеспечительного платежа в отношении алкогольной продукции. В отношении обеспечительного платежа для табачной продукции данная проблема менее актуальна по причине того, что производители сами контролируют объем выпуска продукции и их трансграничный переток.

Одной из острых проблем открытого общего рынка признается рост нелегальной (контрабандной и контрафактной) продукции в приграничной торговле аддиктивными товарами, такими как табак и алкоголь. Например, в приграничных регионах России, граничащих с Казахстаном, доля сигарет с акцизными марками РК повысилась с 0,3% до 1%. Решать проблему наполнения рынка легальной алкогольной продукцией и табачными изделиями возможно комплексным путем. В частности, с помощью улучшения процедур администрирования.  В том числе путем установления единой минимальной цены на такую продукцию.

А также необходимо ужесточение мер административной и уголовной ответственности для продавцов нелегальной продукции и для ее производителей. Помимо этого, нужно сблизить ставки акцизов в государствах-членах на алкогольную и табачную продукцию. Выработанные ранее договоренности сторон предлагается закрепить на правительственном уровне в форме двух разработанных комиссией соглашений по гармонизации (сближению) ставок акцизов, зафиксировав в них некую индикативную величину ставок и коридор возможного отклонения от нее, а также прогнозную динамику роста фактических ставок акцизов в каждом государстве-члене. Данные соглашения планируем подписать в 2015 году.

- На каком этапе сегодня находятся интеграционные процессы на финансовом рынке? Происходит ли обмен информацией между финансовыми институтами четырех стран или их регулирующими органами (Нацбанк, Минфин и т.д.)?

- Обмен информацией между финансовыми институтами наших стран вышел на новый этап. В конце 2014 года было подписано Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

Соглашение было разработано для определения порядка обмена информацией и ее использования в целях углубления интеграционных процессов в сфере финансовых рынков, а также для обеспечения обмена конфиденциальной информацией между уполномоченными органами сторон в целях защиты прав потребителей финансового рынка.

- Также раньше говорилось о сближении политик регулирования финансового рынка стран ЕАЭС, в каком виде это будет выражено? Например, будут ли у стран единые требования по размеру минимального уставного капитала банков или размеру резервов и т.д.? Например, сегодня в Казахстане требования к минимальному размеру капитала банков увеличены с 10 до 100 млрд тенге, а в России и других странах СНГ этот показатель значительно меньше. Будут ли уравнены эти и другие требования?

- Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает построение общего финансового рынка и его согласованное регулирование. В частности, договор устанавливает, что стороны примут решение о создании к 2025 году в Алматы наднационального органа по регулированию финансового рынка, определят его функции и полномочия. К этому времени планируется завершить процесс гармонизации законодательства государств - членов союза в финансовой сфере, что в свою очередь создаст условия для взаимного признания лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, обеспечит недискриминационный доступ на финансовые рынки государств - членов союза.

Для реализации процесса гармонизации законодательства государств - членов союза разработан проект соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое определяет направления, порядок и сроки гармонизации законодательств стран союза в финансовой сфере. 

- Какие результаты уже достигнуты в интеграционных процессах в банковской, страховой сферах, а также на рынке ценных бумаг?

- В первую очередь государствами-членами подписано Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Документ был разработан для определения порядка обмена информацией и ее использования в целях углубления интеграционных процессов в сфере финансовых рынков, а также для обеспечения обмена конфиденциальной информацией между уполномоченными органами сторон в целях защиты прав потребителей финансового рынка. В страховой сфере для активизации сотрудничества в декабре 2014 года был подписан четырехсторонний меморандум между Консультативным комитетом по финансовым рынкам ЕЭК, Ассоциацией страховщиков Казахстана, Белорусской ассоциацией страховщиков и Всероссийским союзом страховщиков.

Стороны ставят перед собой задачу создания общего страхового рынка государств-участников ЕАЭС и укрепляют сотрудничество в сфере информационно-аналитического и организационного взаимодействия между собой. Учитывая различия в тарифах обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в государствах - членах ЕАЭС, создание эффективного механизма взаимного признания полисов ОСАГО для страховых компаний ЕЭП является одним из приоритетных направлений на сегодняшний день.

В страховом секторе стороны совместно с комиссией работают над созданием эффективного механизма взаимного признания полисов ОСАГО для страховых компаний ЕЭП и разработкой нового страхового продукта автогражданской ответственности в государствах - членах ЕАЭС, так как обязательное страхование автогражданской ответственности является наиболее массовым и востребованным видом страхования. Общий страховой продукт или механизм взаимного признания полисов ОСАГО позволят автовладельцам Евразийского экономического союза пересекать границы наших стран, покупая единый полис ОСАГО, будет обеспечена общая система урегулирования убытков и информационное взаимодействие участников.

При поддержке национальных регуляторов был инициирован пилотный проект по прямому допуску брокеров, дилеров наших стран к биржевой торговле ценными бумагами. Для его реализации разработан проект Соглашения о взаимном допуске (аккредитации) брокеров и дилеров государств-членов ЕАЭС на национальные фондовые биржи, согласованный с национальными регуляторами и фондовыми биржами: Белорусская валютно-фондовая биржа БВФБ (BCSE), Казахстанская фондовая биржа (KASE), Московская биржа ММВБ-РТС (MOEX).

Данный проект позволит практически реализовать наши усилия по созданию общего финансового рынка с учетом того, что этот сегмент финансовой интеграции является менее чувствительным по сравнению с секторами банковских и страховых услуг.

- Насколько осложнилась работа Евразийской комиссии в связи со вступлением Армении в Евразийский союз?

- Конечно же, при присоединении еще одного государства к союзу объем работы комиссии увеличивается. Безусловно, в рамках согласования проектов документов стало немного сложнее – теперь мы работаем с уполномоченными органами и бизнес-сообществом всех четырех государств-членов. Тем не менее в рамках интеграционного потенциала Республика Армения оказывает позитивное влияние на либерализацию торговли услугами.

Так, например, при присоединении к ВТО Республика Армения взяла на себя обязательства по обеспечению доступа на рынок услуг и предоставлению национального режима в 55 секторах услуг, из которых ограничения имеются только в 15 секторах. При вступлении в Евразийский экономический союз за Республикой Армения было закреплено еще меньше ограничений, что позволяет государствам-партнерам по Союзу беспрепятственно и на взаимовыгодной основе оказывать, получать услуги и осуществлять инвестиции на территории Республики Армения в еще большем количестве секторов услуг.

Такой подход позволит обеспечить, в том числе, и поэтапное сокращение ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий других государств-членов ввиду конкуренции юрисдикций, ведь предприниматель при осуществлении инвестиций преимущественно будет выбирать то государство, где к нему применяют минимально допустимые требования для осуществления деятельности

- На какой стадии находится создание наднационального органа по регулированию финансового рынка ЕЭП?

- Как установлено в договоре о Евразийском экономическом союзе, создание наднационального регулятора планируется после завершения процесса гармонизации законодательств после 2025 года с месторасположением в Алматы. Пока рано говорить о его создании.

- Какие существенные результаты были достигнуты в сфере налогового администрирования?

- В ходе подготовки проекта договора о ЕАЭС многие административные налоговые барьеры в части взимания косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - членами ЕАЭС были сняты путем внесения соответствующих норм в окончательный текст договора, что, по нашему мнению, облегчит дальнейшее развитие бизнеса. Урегулированы следующие спорные вопросы налогообложения касательно внешнеэкономических сделок: - о взимании налога на добавленную стоимость по ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации соков для детского питания, произведенных в других государствах - членах Таможенного союза и Единого экономического пространства; - об освобождении от уплаты НДС при импорте товаров (в частности, легковых автомобилей) для личного использования в рамках территорий государств - членов ЕЭАС (подпункт 2 пункта 6 статьи 72 Договора о ЕАЭС); - о закреплении в договоре о ЕАЭС нормы, предусматривающей применение одинаковых ставок налогов на доходы как для граждан государства, так и для трудовых мигрантов с первого дня работы (статья 73 Договора о ЕАЭС). Урегулирован вопрос об освобождении от уплаты косвенных налогов товарно-материальных ценностей при их передаче от головного предприятия своему структурному подразделению, находящемуся на территории другого государства - члена союза (подпункт 3 пункта 6 статьи 72 Договора о ЕАЭС). Значительно расширены возможности электронного администрирования во взаимной торговле между партнерами по Евразийскому экономическому союзу.

Данная норма закреплена в приложении № 18 к договору о ЕАЭС – Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. В рамках совершенствования налогового администрирования важно отметить, что со вступлением в силу Протокола о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 реализованы следующие возможности:

- представление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговые органы в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика-импортера; - информирование налоговым органом в электронном виде налогоплательщика или предоставление ему доступа к информации о получении налоговым органом сведений из заявлений;

- представление налогоплательщиком-экспортером перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС. Наши действия в налоговой сфере будут направлены на содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие взаимных экономических связей государств-партнеров по интеграционному объединению.

- Какие задачи стоят в области валютной политики стран ЕАЭС? Ранее говорилось, что одной из важнейших задач является повышение роли национальных валют стран - членов ЕАЭС и избавление от доллара и евро во взаимных расчетах стран - участниц ЕАЭС. Какие меры предпринимаются в этой области? Рассматривается ли введение единой региональной валюты на территории ЕАЭС?

- Договор о Евразийском экономическом союзе не содержит каких-либо норм и положений относительно введения региональной валюты на территории ЕАЭС. Данный договор ориентирует государства-члены ЕАЭС на координацию курсовой политики, что является в современных условиях одной из наиболее важных задач. Эта деятельность сегодня осуществляется на уровне Консультационного совета по валютной политике, в состав которого входят руководители национальных (центральных) банков государств - членов ЕАЭС.

Вместе с тем Евразийской экономической комиссией совместно с заинтересованными сторонами ведется работа по развитию договорной базы ЕАЭС в части закрепления обязательств государств-членов по либерализации валютного законодательства, что является необходимой предпосылкой формирования общего финансового рынка. Относительно повышения роли национальных валют государств - членов ЕАЭС полагаем необходимым обратить внимание на следующее. Решение данной задачи, в первую очередь, связано с улучшением экономической ситуации в государствах - членах союза. Это касается в части устойчивого экономического роста, урегулирования состояния платежных балансов, долгосрочного снижения уровня инфляции (как минимум ниже 10%). А также и номинальных процентных ставок с сохранением на положительном уровне реальных процентных ставок. Необходима и стабилизация обменных курсов национальных валют при обеспечении свободного доступа к приобретению иностранной валюты.

В настоящее время все государства - члены ЕАЭС реализуют национальные программы экономической стабилизации, ориентированные на достижение обозначенных целей. В рамках союза сторонами с участием ЕЭК также проводится согласование и мониторинг достижения целевых макроэкономических показателей. В то же время задача по полному исключению иностранных валют из взаимных расчетов никогда не ставилась.

- Осуществляются ли какие-либо меры по гармонизации денежно-кредитных политик стран ЕАЭС?

- Возросшая волатильность финансовых рынков формирует объективную потребность в координации денежно-кредитных политик государств - членов ЕАЭС. Причем речь идет не только о взаимном информировании национальными (центральными) банками государств - членов ЕАЭС о принимаемых мерах в области денежно-кредитного регулирования (что сегодня уже осуществляется). Но и о формировании системы обеспечения финансовой стабильности в рамках нашего интеграционного объединения.

Причем координация денежно-кредитных и валютных политик будет осуществляться исходя из того, что в рамках ЕАЭС не рассматриваются варианты формирования валютных зон и союзов с соответствующей передачей функций наднациональным органам. Предложения по формированию системы обеспечения финансовой стабильности государств - членов ЕАЭС подготовлены комиссией и направлены сторонам. По мнению ЕЭК, институализация деятельности по обеспечению финансовой стабильности может быть осуществлена в форме совета по финансовой стабильности ЕАЭС (СФС) на уровне руководителей министерств финансов, министерств экономики и национальных (центральных) банков государств - членов ЕАЭС, а также членов коллегии комиссии.

Замечу отдельно, что это должен быть консультативно-совещательный орган, а не регулятивный. Организационно-аналитическое обеспечение работы СФС должна взять на себя Евразийская экономическая комиссия.

Решение о создании СФС должно быть принято на уровне высшего совета ЕАЭС. Такое решение позволит объединить на одной площадке как национальные, так и наднациональные компетенции стран союза и положит начало формированию правой базы ЕАЭС в области обеспечения финансовой стабильности, включая и гармонизацию денежно-кредитной политики на основе сближения параметров экономического развития наших стран.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.