Упростить Налоговый кодекс, учитывать интересы бизнеса и продлить прежние меры поддержки. Это одна из мер, которую нужно принять для развития предпринимательства и фискальной политики, считают эксперты, опрошенные LS.
Аналитики прокомментировали выступление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о необходимости разработать новые механизмы поддержки предпринимательства, перейти на принцип "регулирования с чистого листа" и провести ревизию Налогового кодекса.
Директор Института экономической политики и член НСОД Каирбек Арыстанбеков считает, что, во-первых, нужно искоренить дискриминацию бизнеса при решении судебных вопросов.
"Первое – в Налоговом кодексе необходимо обеспечить баланс интересов между государством и предпринимателями. Практика показывает, даже сами судьи говорят, что, когда идет судебный процесс оп налогам, в кодексе уже заранее заложен приоритет государства по сравнению с интересами налогоплательщиков, то есть предпринимателей. Поэтому это надо балансировать", – отметил Арыстанбеков.
Во-вторых, по его словам, нужна новая концепция развития предпринимательства.
"Действующая модель поддержки предпринимательства не предусматривает, чтобы субъекты малого бизнеса перешли в группу среднего. Другой этап – это стимулировать, чтобы субъекты среднего бизнеса вошли в группу крупного, а представители крупного – вышли на экспорт. То есть нет этой ступенчатого пакета мер поддержки", – пояснил Арыстанбеков.
Помимо этого, в третьем пункте глава института выделил коррупцию. По его словам, нужно минимизировать вмешательство госорганов в деятельность МСБ.
"Четвертое – это повышение качества экономической политики, обеспечение верховенства закона. Например, есть налоговые льготы, субсидии. В этом плане не хватает равенства, есть элементы дискриминации. Не все могут получить доступ, система – непрозрачная", – сетует Арыстанбеков.
В качестве пятого пункта собеседник LS назвал защиту интересов казахстанских предпринимателей в Евразийском экономическом союзе.
"Есть примеры, когда ряд соседних стран – члены ЕАЭС применяет непредусмотренные договором методы поддержки своих предпринимателей. Например, запрещенная субсидия, демпинг против казахстанских бизнесменов. В этом плане у нас хромает работа госорганов по защите наших интересов", – выразил мнение Арыстанбеков.
В то же время исполнительный секретарь НПП "Атамекен" Аскар Кысыков считает, что меры поддержки бизнеса, которые действовали на фоне пандемии в 2020 году, необходимо продлить и на 2021 год. По его мнению, в прошлом году благодаря им удалось сдержать спад.
"Конечно, ситуация остается сложной, бизнес продолжает работать в режиме ограничений. У нас есть оценка, что более 500 тыс. субъектов либо под запретом, либо с ограниченным режимом работы, поэтому это существенно снижает их доходы. По-сути сейчас действует программа льготного финансирования, остальные меры поддержки прекращены. Поэтому если карантинные меры до сих пор продолжаются, то помощь, которая оказывалась в 2020 году, должна быть продлена", – считает Кысыков.
По мнению собеседника LS, необходимо дать бизнесу работать, а карантинные меры должны быть понятные, адекватные и соответствовать ситуации в регионе.
"И, если мы в пилотном режиме разрешаем каким-либо сферам больше работать и не наблюдаем роста заболеваемости, то возможно ослабить ограничения в данном секторе", – предложил Кысыков.
Помимо этого, Кысыков рассказал о принципе "регулирования с чистого листа", упомянутой Токаевым. Данная мера будет презентована как пакет реформ, которые внесут в различные законы. Они должны будут упростить требования к бизнесу.
"Есть регулирование и нормы, которые сложились исторически, их тяжело переформатировать. Лучший подход – написать их с нуля. Для каждой сферы нужны простые понятные требования, чтобы бизнес знал, что от него нужно и какие требования соблюдать", – отметил Кысыков.
Он также считает, что одной из ключевых реформ в налоговой сфере для предпринимателей могло бы стать введение единого платежа с фонда оплаты труда. Сейчас нагрузка по нему превышает 30%. Предложение НПП – единый платеж в 20%, который потом будет распределятся между бюджетом и внебюджетными фондами.
"Если говорить о налоговых режимах для МСБ, то они упрощены, понятны. Но, возможно, нужны совершенствования, связанные с администрированием. То есть бизнесу необязательно знать все нормы и статьи Налогового кодекса досконально, ему должно быть понятно администрирование и какие требования он должен соблюдать по расчету и уплате налогов. Сама система должна снижать риски нарушений и проверок. Бизнес готов платить налоги, но при этом работать спокойно и не бояться быть привлеченными к ответственности", – выразил мнение исполнительный секретарь НПП.
В свою очередь председатель Союза промышленников и предпринимателей El Tiregi Тимур Жаркенов считает, что нужно ослабить регуляцию бизнеса со стороны государства.
"Берется такое понятие, как "ловушка бедности", когда вход в любой рынок становится проблематичным из-за того, что необходимы POS-терминалы, кассовые аппараты, подключаться к системе и т.д., в том числе огромное количество налогов, которые надо просчитать, продумать заполнять формы, счета-фактуры. Это все становится непосильным для малого бизнеса. И многие люди на фоне тяжелой ситуации опускают руки. Хотя говорят, что МСБ должен составлять 40-60% от всего ВВП. В данных условиях это практически невозможно. Продолжается тенденция по монополизации рынка, увеличению регуляторного воздействия, внедрению квазиналогов", – пояснил Жаркенов.
Неоднозначно он высказался и о мерах поддержки, которые действовали в 2020 году.
"В какой-то степени они были эффективны, в какой-то – нет. Чтобы рынок воспрял духом – такого не было. При этом следует отметить, что на общем фоне в Казахстане ситуация лучше, но не скажу, что это благодаря какой-то разумной политике. Просто у бизнеса сформировалась подушка безопасности за прошлые годы. Осталась привычка к каким-то постоянным рискам. Продлить эти меры нужно, нужно еще концепцию этой помощи изменить. Вопрос не в прямых дотациях государства, а именно в том, чтобы бизнес сам справился. Единственное, не нужно ему еще сильнее перекрывать кислород", – отметил Жаркенов.
Эксперт поддерживает принцип "регулирования с чистого листа". В частности, по его словам, фискальная политика нуждается в чистке.
"Сейчас огромный талмуд в виде Налогового кодекса. Не все юристы-налоговики хорошо ориентируются в нем, а хотят, чтобы бизнес хорошо ориентировался. Этого не будет. Говорили, что Налоговый кодекс упростился, это не так. Кодекс однозначно надо чистить, причем концептуально с чистого листа", – считает Жаркенов.
Про зарплатные налоги упомянул и партнер юридической фирмы Synergy Partners Нуржан Стамкулов. По его мнению, существующий Налоговый кодекс успешно заложил основы налогообложения. Но в то же время есть моменты, которые могут дальше совершенствоваться, как, например, улучшение по налогу на имущество и увеличение порога на учет по НДС для малого бизнеса.
При этом Стамкулов считает, что кодекс не будут переписывать заново.
"Невозможно что-то взять и с нуля построить. У государственных органов уже сформировались положительная практика и подходы. И они достаточно успешно работают под существующий кодекс. И будет очень сложно переходить на какую-то новую систему налогообложения. Поэтому любые обновления, улучшения будут проводить на базе старого кодекса. Действительно, текущий Налоговый кодекс немного усложнен для понимания, очень много ссылок. Но в то же время есть много положительных моментов, а с учетом того, что он будет изменяться, это будет очень здорово. Главное, чтобы был постепенный переход к новым изменениям", – высказал мнение Стамкулов.