Почему необходимо снизить пеню и штрафы по налогам

Размеры пени и штрафов необоснованны, они еще и не справедливы, так как начисляются за действия поставщиков

21 декабря 2015 года
    

Согласно пункту 3 статьи 610 Налогового кодекса, пеня начисляется за каждый день просрочки срока уплаты налога в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком.

В настоящее время из-за тысяч случаев признания поставщиков лжепредприятиями или регистрации их недействительной налогоплательщики получают уведомления об исключении из вычетов по корпоративному подоходному налогу (КПН) и зачета по налогу на добавленную стоимость (НДС) всех сумм по операциям с такими нехорошими поставщиками. И, естественно, такие корректировки влекут доначисление налогов и, кроме этого, начисляется пеня. 

Например, налогоплательщик скорректировал налоговую отчетность за 2011 год, в результате чего у него возникла налоговая задолженность 10 млн тенге, которая подлежит уплате не позднее 1 января 2012 года. На эту задолженность еще начисляется и пеня. В 2012 году средняя ставка рефинансирования составляла примерно 6,5%, значит, пеня составит 6,5%*2,5= 16,25%, то есть сумма пени составит 1,625 млн тенге.

С 2013 по 2015 год ставка рефинансирования составляет 5,5%, значит пеня будет 5,5%*2,5=13,75%, то есть за 2013, 2014, 2015 годы будет начислена пеня за каждый год 1,375 млн тенге.

Всего же за четыре года буде начислено пени на сумму 5,750 млн тенге. Таким образом, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет 10 млн тенге налогов и еще и пеню 5,750 млн, итого 15,750 млн тенге. 

Если же налоги доначислены по результатам налоговой проверки, то на налогоплательщика налагается административный штраф 15%, 30% или 50%, на субъектов МСБ и крупного бизнеса соответственно. А это еще от 1,5 млн до 5 млн тенге.
Если же сумма доначисленного налога по результатам проверки превысила 20 тыс. МРП, то по этому факту начнется досудебное производство по уголовному делу. 

Выходит, что налогоплательщик за нарушения поставщика несет несколько видов ответственности – уплата самого налога, пеня, штраф, уголовная ответственность.
При этом размер пени ничем не обоснован. Почему применяется именно 2,5-кратная ставка рефинансирования, а не 1,5- или 2-, или 3-, или 3,5-кратная ставка. Также неясна природа размеров штрафов 15%, 30% и 50%.

Кроме того, что такие размеры пени и штрафов необоснованны, они еще и не справедливы, так как начисляются за действия поставщиков. И если налогоплательщик каким-то образом изыщет возможность уплатить сам налог, то очень трудно найти средства для уплаты пени и штрафа, которые могут превысить сумму налога.

Предлагаю снизить законодательно размер пени с 2,5-кратной ставке рефинансирования до однократной, как это предусмотрено в статье 353 Гражданского кодекса, которая предусматривает ответственность за неправомерное пользование чужими деньгами.

Также предлагаю снизить размеры штрафов до 10% от суммы доначисленных налогов. И, конечно, нужно исключить из Уголовного кодекса статью за уклонение от уплаты налогов, так как такая же статья имеется в Кодексе об административных правонарушениях.

Думаю, в нелегкое время для бизнеса, когда каждая тиинка на вес золота, мои предложения помогут в какой-то степени выжить многим предпринимателям.

Жангельды Сулейманов,

адвокат по экономическим спорам.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.