Отсутствие конкуренции, слабая транспортная доступность и высокие цены мешают развивать внутренний туризм Казахстана. К такому мнению пришли аналитики Freedom Finance Global, передает LS.
Согласно исследованию организации, в постпандемийный период у казахстанцев произошла перезагрузка мышления. В результате этого выросла заинтересованность населения в путешествиях.
По данным аналитиков, на рынок выездного туризма приходится около 85% (или чуть более) объема туристского рынка, на внутренний – 15% и менее.
Как отметили в компании, из-за отсутствия конкуренции на рынке Казахстана наблюдается высокая стоимость отдыха. Также отрасль не развивается должным образом из-за слабой транспортной доступности дестинаций. При этом высокая оценка природного потенциала Казахстана признается экспертами практически единогласно.
Вместе с тем основные игроки на рынке туризма – представители среднего и малого бизнеса.
В связи с этим в компании отмечают, что проблемы отрасли можно решить за счет взаимодействия предпринимателей и государства.
"Если бы в стране изначально не был заложен туристский потенциал, решение текущих проблем требовало бы более сложных и кардинальных подходов. Но высокая привлекательность туристских дестинаций в стране позволяет прорабатывать схемы развития отрасли и дает пространство для их реализации", – отметил аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.
Вместе с тем, согласно результатам опроса, из 716 казахстанцев старше 18 лет (87% – представители городской местности) почти половина (46,1%) совершает кратковременный отдых на день-два в Казахстане. Это означает поездки по своему или близлежащим регионам. Чуть менее трети (30,4%) внутренних туристов совершают поездки для того, чтобы отдохнуть в стране более трех дней. Выезд на природу без совершения дополнительных видов активностей является главной целью путешествия для респондентов (71,1%).
Почти четверть опрошенных (23,5%) отдыхает таким образом в стране примерно раз в полгода. Почти такая же доля опрошенных (23,6%) путешествует по Казахстану примерно раз в год. Приблизительно каждый шестой респондент устраивает такой отдых раз в два-три дня (17,5%), еще 13,7% – раз в месяц.
Самая высокодоходная группа оказывается в числе наиболее активных внутренних туристов (10% путешествуют раз в неделю по выходным, 5% – раз в неделю в будние дни, 30% – примерно раз в месяц), что говорит о низкой финансовой доступности внутреннего туризма для казахстанцев. Почти три четверти опрошенных (73,7%) считают сумму до 300 тыс. тенге допустимым бюджетом на одного человека для поездки по территории Казахстана, из них 40,1% считают допустимой сумму до 100 тыс. тенге на одного человека в поездке.
Чаще всего в рамках путешествий по территории страны казахстанцы предпочитают посещать Алматы и Алматинскую область (53,2%), а также Астану и Акмолинскую область (44,6%). Замыкают тройку популярных направлений для внутренних туристов южные регионы, включая третий мегаполис – Шымкент – и популярный у туристов Туркестан (30,2%).
Самым популярным туристским местом в стране является Щучинско-Боровская курортная зона. Так, более половины опрошенных знакомы с этим местом (54,1%), побывали там хотя бы раз треть респондентов (33%), а хочет приехать еще раз каждый четвертый участник опроса (25,1%). Второе популярное направление среди казахстанцев – Капшагайское водохранилище. Побывали в этом месте хотя бы раз 22,3% опрошенных, изъявили желание посетить еще раз – 12,6%.
В тройку самых актуальных проблем внутреннего туризма, по мнению казахстанцев, вошли низкое качество дорог (43,4%), сервиса и обслуживания (41,3%), а также неухоженность и отсутствие бытовых удобств по туристским маршрутам (31%). В разрезе возрастных групп молодежь больше волнуют дальние расстояния и слабая туристская развитость близлежащих регионов, чем низкое качество обслуживания (27,6% против 26,7%). В свою очередь респондентов старше 55 лет чаще волнуют низкий уровень туристской культуры, чем неухоженность и отсутствие бытовых удобств по туристским маршрутам (35,4% против 27,1%).
По мнению аналитиков Freedom Finance Global, развитие инфраструктуры сможет увеличить капиталоемкость бизнеса, привлечь на рынок намного больше участников как с внутреннего рынка, так и с внешнего. При этом увеличение количества компаний в сфере туризма может стать катализатором для разрешения других связанных проблем.
"Улучшение доступности туризма за счет программ кредитования увеличит денежный поток на рынок, а за счет роста конкуренции возрастет и заработная плата сотрудников. Это может частично решить проблему кадрового дефицита в сфере. Рост инвестиционной привлекательности позволит открыть двери крупному бизнесу, который станет центром притяжения для туристов", – отметили в компании.