Предприниматели раскритиковали передачу госфункций бизнесу

16 функций в трех сферах планируется передать в частный сектор

29 ноября 2017 года

У госорганов и бизнеса нет четкого понимания конечных результатов передачи госфункций в частный сектор – это стало процессом ради процесса. Об этом заявил заместитель председателя правления нацпалаты "Атамекен" Рустам Журсунов, передает корреспондент LS.

Такие выводы Журсунов сделал после 1,5 года активной деятельности в этом направлении.

"Непонятно, что мы хотим увидеть в итоге. Какие цели мы преследуем? Какие индикаторы должны быть заложены? На наш взгляд, основные KPI следующие. Первое - развитие института саморегулирования должно сопровождаться реальной передачей конкретных разрешений и лицензий. Если, конечно, среда готова. Если нет, то необходимо создать условия для консолидации предпринимательского сообщества. И в этом процессе нам никак не обойтись без поддержки правительства", - высказался он.

Второе, по его словам, это то, что в саморегулируемых организациях (СРО) передаются госфункции, а в ассоциации нет, НПП наблюдает "искусственную" мутацию ассоциаций в СРО, которые априори не могут быть последними.

"В итоге мы, единственные в мире, получаем СРО в сфере обращения черного лома, продажи билетов в железнодорожных кассах. Мы предлагаем расшить две несовместимые вещи – в СРО объединяются по профессиональному признаку, где есть стандарты, повышение квалификации, контроль друг за другом, в ассоциации – по предпринимательскому. При этом предусмотреть возможность делегирования госфункций отраслевым ассоциациям при условии их укрупнения (30-50% и выше) и, соответственно, готовности", - пояснил Журсунов.

Третье предложение нацпалаты - во главу угла необходимо поставить принцип: "передача функций против их консолидации".

"Сейчас инициатива по введению саморегулирования принадлежит исключительно госоргану. В мировой практике все наоборот. Инициатива должна в первую очередь исходить от предпринимательского сообщества. В этой связи просим поручить министерству нацэкономики в рамках законопроекта по дерегулированию (принятие которого запланировано в мае 2018 года) вернуться к рассмотрению данного вопроса", - сказал он.

По информации Журсунова, 16 госфункций в настоящее время планируется передать в саморегулирование в трех сферах - это оценка, экологический аудит и юридическая помощь, законопроекты сейчас находятся на рассмотрении в мажилисе. Еще 44 функции планируется проработать в следующем году (37 в саморегулирование, семь иными способами).

Он также рассказал о вопросах, которые остались после процесса гуманизации административного законодательства.  

"Цифры говорят сами за себя. Если за 9 месяцев 2015 года к адмответственности привлечены 186 тыс. предпринимателей, то за 9 месяцев 2016 – 240 тыс., а за этот же период текущего года – уже 300 тыс. Как видите, ежегодный рост числа привлекаемых к адмответственности бизнесменов составляет 30%. В каком направлении, по нашему мнению, следует двигаться дальше? Во-первых, кодекс содержит 23 статьи, которые следует перевести в гражданско-правовое поле либо наказывать виновных в дисциплинарном порядке; во-вторых, 44 состава не содержат четкого перечня правонарушений, отсылая просто на правила. При этом зачастую сами правила содержат более 30 видов различных требований от "чисто" формальных до очень серьезных, и по всем им предусмотрена одна и та же санкция, вплоть до конфискации", - объяснил спикер.

В-третьих, по словам Журсунова, широкое применение института конфискации (в 69 составах), зачастую основанное на субъективной оценке проверяющего, также требует пересмотра. Так, за 2016 год по статье 551 КоАП ("Недекларирование или недостоверное таможенное декларирование") было возбуждено 766 дел, конфискацией же закончилось лишь 63 дела, а это всего 8%.

"Возникает резонный вопрос: почему 92% дел остались без конфискации. Ответ сам по себе наталкивает на определенные мысли о коррупции. В этой связи мы говорим: "Уберите конфискацию из статьи", на что нам отвечают: "Штраф в размере 80-100 МРП несоизмерим с размером ущерба". Что в свою очередь вызывает вполне резонный вопрос: "А чем тогда отличаются таможенные сборы от других обязательных платежей, тех же налогов?" - возмутился зампред НПП.

Он просит сделать размер штрафа в процентах от суммы неуплаченных таможенных платежей либо от стоимости товара, по аналогии с налоговыми статьями.

"Такая практика уже давно отлично зарекомендовала себя в налоговой сфере. И это напрямую коррелируется с поручениями главы государства о переводе санкции на экономические рельсы. В связи с этим считаем необходимым провести дальнейшую работу по дифференциации как самих составов, так и их санкций", - заявил он.

Ранее депутат мажилиса Азат Перуашев заявлял, что механизм передачи функций госорганов бизнесу плохо продуман и может привести к легализации взяток.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.