Казахстан пошел на встречу России и Беларуси, исключив их из требования о запрете перецепки грузов, перевозимых автотранспортом, сообщает LS.
Как пояснили в министерстве индустрии и инфраструктурного развития, что в связи с текущей геополитической ситуацией российские и белорусские уполномоченные органы без уведомления казахстанской стороны приостановили действие требований о запрете перецепки до 1 января 2023 года.
Напомним, в Казахстане действует закон, согласно которому запрещается ввозить в страну груз, который был перецеплен в третьей стране. Товары должны транспортироваться только одним перевозчиком от начала и до конечного пункта. Распространяется эта мера не только на зарубежных, но и на казахстанских участников рынка.
Однако Казахстан решил уступить России и Беларуси по данному вопросу.
"После обсуждения сообщения о приостановлении действия требований о запрете перецепки, которое состоялось в ходе встречи глав правительств Казахстана и России 30 мая текущего года, казахстанской стороной проявлено понимание и в качестве доброй воли предложено эффективное решение сложившейся ситуации. Требование о запрете перецепки не будет действовать в отношении белорусских и российских перевозчиков так же, до начала следующего года", – сообщили в МИИР.
В ведомстве также добавили, что законодательством Казахстана не ограничивается возможность осуществления перегрузки при международных автомобильных перевозках в и из третьих стран. Для этого необходимо получение специального разрешительного документа.
"В целом на сегодня в Казахстане зарегистрировано порядка 40 компаний с общим парком транспортных средств в 3 тыс. единиц, которые обеспечивают перевозку грузов из Казахстана в европейские страны", – привели данные в ведомстве.
Ранее в МИИР подчеркивали, что многие иностранные перевозчики, используя свое выгодное географическое расположение, стали возить грузы из третьих государств в Казахстан с перецепкой, перегрузкой их в пути следования.
"Это позволило обходить разрешительную систему, стало создавать более благоприятные условия для иностранных перевозчиков и снижать конкурентоспособность казахстанских перевозчиков. В результате удельный вес участия казахстанских перевозчиков в международных перевозках стал резко сокращаться", – посетовали в ведомстве.
Применяется эта норма для защиты отечественного рынка транспортных услуг. С момента ее введения у казахстанских перевозчиков появилась работа, добавили в МИИР.
В госоргане отметили, что норма действует с 2017 года и не является реакцией Казахстана на геополитические события.
В свою очередь LS обратился за комментарием по поводу данного решения правительства к генеральному директору Союза транспортников Казахстана Kazlogistics Ерлану Абсатову.
"Это их решение, надо с ними проконсультироваться, почему они его приняли. От того, что мы сейчас прокомментируем, ситуация не поменяется", – отметил собеседник LS.
При этом Абсатов ожидает наплыва российских и белорусских грузовиков в Казахстан.
"Наш парк составляет 7,5 тыс. машин в международных перевозках, российский – 70 тыс., белорусский – 20 тыс. Разница очевидная. Весь этот парк, соответственно, который был задействован на европейском рынке, сейчас высвободился и будет не только на нашем рынке, но и стран Центральной Азии. Надо подождать и посмотреть, какой будет эффект от этого", – подчеркнул эксперт.
Кроме того, Kazlogistics предложил МИИР альтернативную меру – увеличить квоты бланков разрешения перевозки в/из третьих стран, но оставить запрет на перецепку. Однако, по словам Абсатова, ведомство не рассмотрело предложение должным образом.
"Мы предложили министерству, чтобы эта перецепка была запрещающей, а российские и белорусские перевозчики чтобы просто перегрузку делали на свой прицеп и дальше этими прицепами доставляли. Это тоже в рамках ЕАЭС, таможенного и транспортного законодательств, то есть никакого нарушения тут нет. Когда идет перегруз, то вступает в силу разрешительная система, требуется бланк разрешения перевозки в/из третьих стран", – пояснил Абсатов.
Глава Союза транспортников также объяснил, как работает схема перецепки.
"На склад приезжает прицеп с грузом, условно, с европейской стороны. Сейчас белорусская сторона разрешила въезд на 50 км. Теперь этот прицеп цепляется на белорусскую или российскую машину (мы называем ее "голова") и дальше уже везется белорусским перевозчиком до пункта назначения. Эта схема была запрещена с 2015 года российским законодательством. У нас она аналогично была запрещена с 2017 года. Теперь получается российское законодательство в одностороннем порядке разрешило у себя. А у нас эти нормы действуют", – заключил Абсатов.