Государственное управление пенсионными деньгами надо устранить как можно скорее

У управляющего пенсионными деньгами не должно быть конфликта интересов - вложить денег в спасение тонущей отрасли, банка или предприятия

15 января 2017 года
    

Несколько комментариев о пенсионной системе:

1. Ликвидировать пенсионную систему и раздать деньги людям на руки - это катастрофический вариант. Ответственно своими деньгами на старость распорядится очень мало людей. К сожалению, для большинства людей требуется обязательное принуждение откладывать деньги на старость.

2. В мире есть два типа пенсионных систем: солидарная и накопительная. Солидарная привязана к возрасту, это "общий котёл" - молодые платят за старых, молодой - плати, старый - получай. Пенсия больше зависит от возраста, чем от доходов и отчислений. Приход и уход денег на пенсионные выплаты ничего общего с инвестициями не имеет - это как налог и социальные выплаты, всё где-то внутри государственных финансов. Такая система доминирует в Европе и работает отвратительно. Стариков все больше, а ответственных молодых налогоплательщиков все меньше. Там они сами не знают, что с этим делать.

3. Накопительная система - это как депозит в банке. Зарабатываешь, копишь. Чем больше накопил - тем больше пенсия. Это такая индивидуальная и эгоистическая система - много работал и зарабатывал - больше получаешь в старости, качество жизни лучше, чем у ровесников.

4. Советская система была солидарной. В 1991 году все понеслось коту под хвост, но основа все равно такой оставалась. На пике реформ 90-х годов у нас перешли к накопительной системе. Причём пенсионные деньги были доверены частным управляющим. В то время в мире, а особенно в развивающихся странах, было мало таких рискнувших стран. Первыми рискнули в Чили, в пиночетовско-постпиночетовскую эпоху.

5. Основа управления пенсионными деньгами, впрочем, как и вообще деньгами, - находить объекты инвестиций. Обычно на пенсионные фонды накладывают определённые ограничения. Одно дело, когда богатей пытается заработать сверхдоходы, а другое дело деньги будущих пенсионеров.

6. Внутри Казахстана для инвестирования пенсионных денег инструментов было мало. Либо депозиты в банках (которым зачастую пенсионные фонды и принадлежали), облигации казахских компаний, которые включены в главный листинг казахской биржи. Облигации - это долговое обязательство, как депозит в банке, но прав ещё меньше.

7. Работа частных пенсионных фондов была плохой, но не отвратительной. Доходность была низкой, частный менеджмент за редкими исключениями воровал. Примерно как в больших банках - можно разместить облигации (это как взять кредит в банке), но при этом все знали, сколько кому надо дать. У правоохранителей есть прекрасное понимание того, кто, кому и сколько.

8. Главная проблема даже не в честности менеджеров. Пенсионный фонд, как любой другой инвестор, должен иметь палитру инвестиционных инструментов. Никакая пенсионная система, ориентирующаяся на инвестиции на внутреннем рынке, не может развиваться без такого рынка. Без национального фондового рынка.

9. У нас уже строят второй финансовый центр, не имея настоящего фондового рынка. У нас не могут понять, что финансовый центр - это не набор небоскребов из стекла и бетона, в котором как в луже сами по себе заводятся головастики и лягушки. Купите аквариум, наполните водой и ждите зарождения жизни.

10. Для развития фондового рынка нужно много факторов. В первую очередь приватизация, на рынке должны обращаться акции и облигации не только мутных эмитентов, а всего, что есть. А ещё честный суд, правильный регулятор и ещё много чего.

11. В тот момент, когда на фоне высоких цен на нефть роль государства в экономике достигла пика, Кайрат Нематович Келимбетов как олицетворение этой сверхидеи как раз возглавил сначала министерство экономики, а затем Национальный банк. Приводя факты преступных действий ряда тогдашних частных управляющих пенсионными фондами, он предложил идею их национализации и дальнейшего управления Нацбанком. Так и произошло. При этом ущерб, нанесенный предыдущим менеджментом, подсчитан не был, никто не наказан.

12. Я знаю несколько уважаемых финансистов, которым предлагали возглавить этот самый Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), единый государственный пенсионный фонд. Все они отказались, аргументируя примерно одинаково: "Не хочу подписывать всякую херню, которую за меня будут решать, а я потом в тюрьме сидеть буду."

13. Я сам занимался управлением деньгами. По-прежнему заседаю в совете директоров большого инвестиционного фонда в России с участием норвежского суверенного фонда и Mubadala из ОАЭ. По мере роста количества денег под управлением задача усложняется кратно. В настоящий момент в Казахстане совершенно не вижу ни отдельных людей, ни институтов, способных управлять деньгами на уровне, существующем на общепринятых рынках.

14. У государства возник огромный конфликт интересов в отношении пенсионных денег. Оно пытается заставить держать пенсионные накопления в тенге в условиях надвигающейся девальвации (полтора года назад), инвестировать их в какие-то важные для государства или приближенных бизнесменов проекты.

15. Любой квалифицированный управляющий фондом проигнорировал бы такие притязания. В ожидании девальвации перешел бы в доллары. Абсолютно игнорировал бы всякие инфраструктурные коридоры, диверсификации и сбитые банки. Покупал бы Alibaba, Apple, Nike или "Роснефть". Это вопрос вкуса и восприятия будущего. Государственное управление пенсионными деньгами надо устранить как можно скорее. Это риски коррупционные, а самое главное - это риски действий дурака.

16. А самое главное - устранить конфликт интересов. У управляющего пенсионными деньгами не должно быть конфликта интересов - вложить денег в спасение тонущей отрасли, банка или предприятия, поддержать падающую валюту или за взятку купить кизяк. Или очень важный мост построить. Он просто стоит на страже своих клиентов и всех с подобными предложениями подальше посылает.

Главный вывод, к сожалению, привычный. Вопрос не в том, сколько лет тюрьмы дать ворам и кого назначить руководить пенсионным фондом. Будущее пенсий людей зависит от настоящих реформ и изменений.

Айдан Карибжанов, председатель совета директоров Visor Capital

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.