Почему господдержка МСБ не работает, рассказал Азат Перуашев

сегодня

Правительству следует отказаться от разрозненной поддержки всех подряд и сосредоточиться на создании честных условий для бизнеса. Об этом заявил мажилисмен Азат Перуашев, передает LS.

По его словам, меры поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ), особенно на местном уровне, остаются недостаточно эффективными. Депутат призвал разрабатывать программы господдержки совместно со всем многопартийным парламентом, а не только с партией власти.

"Требуется значительная перенастройка направлений господдержки, включая сокращение процедур и направлений, устранение бюрократии, коррупциогенных элементов. По нашему мнению, вместо разбрасывания денег на поддержку всех подряд следует сосредоточиться на формировании эффективного МСБ, создании честных условий и сокращении государственного вмешательства. Иногда, чтобы не раздавать слишком много и не слишком эффективно, нужно просто больше оставлять тем, кто заработал сам и кто сможет распорядиться своими доходами лучше чиновников", – считает он.

Депутат сообщил, что сегодня в стране действует более 100 мер господдержки, в которых "запутаются даже разработчики".

"За последние 10 лет при ежегодном формальном росте количества МСБ до 2 млн закрылось 205 тыс. субъектов. Причем на фоне борьбы правительства с дроблением бизнеса и другими фантомами в новом Налоговом кодексе в следующем году нужно ожидать закрытия еще нескольких тысяч. Другой целью господдержки должно быть выращивание бизнеса из малого в средний и далее, что означало бы кардинальный рост доходности, расширение инвестиций и новых рабочих мест. Однако доля среднего предпринимательства за десятилетие осталась на уровне 0,2%, притом что его вклад в экономику составляет порядка 7%, то есть эффективность гораздо выше", – подчеркнул он.

Таким образом, по его словам, задача по развитию среднего бизнеса, поставленная национальным планом, фактически провалена.

"Аудиторский отчет также фиксирует снижение доли валового выпуска продукции МСБ в обрабатывающей промышленности, торговле и сельском хозяйстве, что свидетельствует о замедлении диверсификации экономики и недостаточном влиянии господдержки в указанных отраслях. Правда, численность занятых в МСБ с 2015 года возросла почти на 40% и составила 4,4 млн человек, или 48% от общего экономически активного населения. Это отрадно, но пока также неизвестно, как на занятости скажутся меры нового Налогового кодекса по ограничению сделок малого бизнеса по спецрежиму и насколько эти потери сможет перевесить анонсированная новая программа правительства по поддержке малого бизнеса", – высказался А. Перуашев.

Он сообщил, что оператором нефинансовых мер господдержки является НПП "Атамекен", при этом стоимость услуг определяется самой палатой без должной оценки со стороны администратора бюджетных программ.

"Часть этих услуг – правовой, финансовый консалтинг и другие – широко представлена на конкурентном рынке. То есть вместо поддержки создается недобросовестная конкуренция бизнесу. При этом ВАП отмечает, что в большом количестве услуги оказываются одним и тем же лицам, с признаками родственных связей со специалистами. Эффект от таких консультаций скорее не в качества бизнеса, а в освоении средств", – считает мажилисмен.

По его словам, не лучше обстоит ситуация и в госорганах.

"Министерство промышленности и строительства не отслеживало использование 35 млрд тенге, направленных в 2023 году в "Казына Капитал Менеджмент" на финансирование обрабатывающей промышленности. На продвижение отечественной продукции на внутреннем рынке в 2023 году из бюджета было выделено почти 2 млрд тенге, из которых освоено 3%. Остальная сумма – 1,9 млрд тенге – находится на банковском счете QazIndustry. Вот так господа чиновники поддерживают отечественных производителей. Даже выделенные государством деньги не хотят довести до предприятий. Наверное, еще и премии себе выписывают", – возмутился депутат.

В то же время, по его словам, остаются вопросы, вызывающие обоснованные сомнения.

"Например, способность госхолдинга "Байтерек" обеспечить ежегодное привлечение не менее 7 трлн тенге частных инвестиций на 1 трлн государственных. Возможно, мнение части депутатов о целесообразности передачи этих средств под обусловленное софинансирование частным банкам было бы более прагматичным. Кроме того, экспортерам нужно дать право кредитования в валюте, что расширит возможности привлечения средств с внешних рынков. Сейчас нам отвечают, что такое решение есть по "Байтереку", но для Фонда развития промышленности вопрос еще открыт, хотя там показатели лучше, чем в БРК", – продолжил А. Перуашев.

Он добавил, что на фоне обсуждения смены акционеров в крупнейших металлургических компаниях следует ожидать резкого роста потребности в кредитах и активизации инвестдеятельности, где потребуется привлечение колоссальных сумм – возможно, десятков триллионов тенге.

"Мы поддерживаем приход национальных инвесторов в стратегические отрасли, поскольку земля и недра принадлежат народу Казахстана. Вместе с тем поддержка нескольких крупных компаний не должна вымывать весь объем стимулироваия промышленности, поскольку ключевая задача государства – диверсификация экономики и уход от сырьевой зависимости. Поэтому политика в этой сфере должна строиться на рыночных, то есть открытых и конкурентных принципах", – резюмировал мажилисмен.

Ранее мажилисмен Ирина Смирнова раскритиковала разработчиков новой экономической реформы, обвинив их в неэффективной работе .

Депутат Магеррам Магеррамов предупредил о рисках недостижений планов по росту ВВП. При этом сообщалось, что в Казахстане продолжает сокращаться доля среднего бизнеса. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.