Полагаю, что порученная президентом реформа по отмене НДС (налог на добавленную стоимость - прим. LS) и переходу на налог с продаж может стать реальным прорывом в улучшении бизнес-климата и борьбе с теневой экономикой в Казахстане.
Но для начала надо понять саму концепцию такой серьезной реформы в деталях. Понять, что это будет. Налог с продаж или все-таки налог с оборота. В какой степени мы откажемся от НДС, потому что он бывает условно двух видов: НДС на внутреннюю реализацию (на облагаемый оборот) и НДС на импорт (на облагаемый импорт). Пока навскидку думаю, есть смысл полностью отказаться или обнулить ставку НДС на внутреннюю реализацию, оставив НДС на импорт.
Поскольку НДС на импорт все-таки является серьезным источником поступлений в бюджет. Доходы бюджета от НДС на внутреннюю реализацию зачастую меньше, чем выплаты зачетного НДС экспортерам, если сравнивать кассовым методом за налоговый год. Если сюда прибавить расходы на администрирование НДС со стороны государства и значительные затраты налогоплательщиков на ведение налогового учета НДС по внутренней реализации, возникающие при этом постоянные риски предпринимателей, что при проверке исключат зачетный НДС, общественные потери от наличия лжепредприятий, занимающихся так называемым "обналом" (а их существование оправдано только для уклонения от уплаты НДС), то мы увидим, что наличие института НДС на внутреннюю реализацию приносит значительный ущерб как государству, так и частному сектору.
Необходимо определить оптимальную ставку налога с оборота, смоделировать изменения в доходах бюджета, изменение налоговой нагрузки на разные сектора экономики. После этого нужно все это изложить в виде изменений в Налоговый кодекс, в формы налоговых деклараций, адаптировать программное обеспечение. Это, конечно, тектонические изменения нашей налоговой системы, но грамотно проведенные изменения могут стать прорывом в борьбе с теневой экономикой и улучшении нашего бизнес-климата.
Самое главное, отмена НДС значительно снизит правовые и налоговые риски для бизнеса. Например, бывали случаи, что при выявлении лжепредприятия налог на добавленную стоимость в выписанных лжепредприятиями счетах-фактурах исключается из зачета. Не только у его контрагентов, но и по всей цепочке. В итоге идут доначисления, пеня, взимается штраф, возникают риски применения статьи 245 Уголовного кодекса - "Уклонение от уплаты налога с организаций". По данной статье возможно лишение свободы до 10 лет. Любой предприниматель никогда не может знать заранее, насколько его поставщики по цепочке добросовестно начисляют НДС. Так как налоговые проверки по НДС шли с использованием так называемой системы "пирамида", то есть практически всех поставщиков в цепочке. И если кто-то в цепочке выставления счет-фактур не отразил выставленный НДС в своей декларации или признан лжепредприятием, то подвергаются риску исключения НДС из зачета все последующие пользователи.
Другая частая проблема – это возврат НДС при экспорте. По факту вернуть НДС "живыми" деньгами очень сложно. Бюджет крайне неохотно его возвращает. А если возвращает, то частями. Президент также прозрачно намекнул на коррупцию при возврате НДС. Я думаю, что с налогом с оборота таких проблем не будет. Если вы посмотрите, то практически свыше 90% субъектов предпринимательства пользуются специальным режимом упрощенной декларации и платят только налог с оборота в 3%. Это самый популярный режим, потому что он прост, его легко рассчитать. И если субъект не скрывает обороты, то он практически неуязвим перед любой налоговой проверкой. Тем более сейчас отчетность по этому режиму сдается только раз в полгода. Думаю, что специальный режим с уплатой налога с оборота стал реальной золотой находкой казахстанского бизнес-климата и сыграл ключевую роль в развитии малого и среднего бизнеса. Вместе с тем налог с оборота в отличие от НДС имеет каскадный эффект, то есть при продаже товара каждый раз облагается вся стоимость товара, поэтому его размер не должен быть высоким. Например, если размер налога будет 3%, как при использовании специального налогового режима на основе упрощенной декларации, то при продаже по цепочке "производитель – оптовый продавец – розничный продавец" налог будет уплачен каждым звеном цепочки. В том числе будет начисляться налог на уже начисленный налог. В итоге сумма налога будет больше 9% в зависимости от того, насколько будет увеличиваться цена при каждой последующей продаже. В реальной экономике цепочка до конечного потребителя может быть гораздо более длинной. Поэтому размер налога должен быть очень небольшим. Навскидку порядка от 1% до 3%. С точки зрения доходов бюджета здесь возможно даже увеличение поступлений, поскольку уклоняться от небольшого и относительно простого налога предпринимателям бессмысленно.
Такой эффект в экономике описывается в виде сдвига к оптимуму по кривой Лаффера – зависимостью между изменением ставки налога и бюджетными поступлениям от него. Эмпирически выявлено, что эта зависимость может быть описана обратной параболой. То есть существует некая оптимальная ставка налога, при которой поступления в государственный бюджет максимальны. Если ставка налога поднимается выше оптимального значения, то поступления начинают падать, поскольку высокой уровень изъятия доходов снижает стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. То есть снижается налоговая база. Также при этом образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики.
Рахим Ошакбаев, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен".