Рахим Ошакбаев сравнил налоговиков со старшеклассниками-хулиганами

По мнению экономиста с помощью ужесточения налоговых нагрузок государство покрывает увеличение бюджетных расходов

16 марта 2017 года
    

Председатель попечительского совета центра прикладных исследований "ТАЛАП" Рахим Ошакбаев считает, что Казахстан движется в сторону повышения налоговой нагрузки, и это приведет к увеличению теневого сектора экономики, передает LS. В своем докладе на CFO Summit 2017 он пояснил, почему ужесточается система сборов.

Ошакбаев отметил, что, согласно концепции проекта Налогового кодекса, разработанной министерством национальной экономики, основные проблемы заключаются в потере бюджета по НДС и отсутствии учета доходов и расходов.

"Фундаментальный изъян в кодексе заключается в том, что налогоплательщик несет правовые риски и ответственность за действия его контрагентов либо за действия контрагентов его контрагентов. Мы видим, что скрытая нагрузка и скрытые транзакционные риски в этом случае составляют очень высокий объем", - заметил Ошакбаев.

При этом, по его словам, в Казахстане уже приняты меры по усилению налогового режима. В первую очередь, по мнению экономиста, это нагрузка на фонд оплаты труда.

"Это ведение пенсионных взносов работодателей в размере 5%, это отчисления в обязательное медицинское страхование, это нагрузка не только на МСБ, но и на неработающих самозанятых людей, которые будут отчислять около 1,2 тыс. тенге в месяц. Соответственно, стоит вопрос, кто-нибудь считал, сколько будут составлять транзакционные издержки при исполнении этого требования законодательства? И нужно ли вообще то, чтобы 3 млн человек совершали подобные оплаты?" - поинтересовался Ошакбаев.

Он отметил, что если кто-то просчитывал, то сделал это не до конца.

Помимо этого, экономист заметил, что в части снижения налоговой нагрузки, кроме идеи отмены социального налога, существенных сдвигов нет.

"И то, его предлагается по аналогии с Россией разменять на повышение НДС с 12% до 16%. Это то, что мы слышали. Возможно, на данный момент ситуация другая. Вместе с тем мы знаем, что обсуждаются меры, которые ожесточают налоговую систему. Примером является снижение порога для режима по упрощенной декларации до 100 млн тенге. Сейчас он составляет 137 млн тенге", - заявил спикер.

Он объяснил, что упрощенная декларация – это налог с оборота в размере 3%.

"Я всегда был убежден, что это бриллиант, ключевая находка, которая развивала МСБ в Казахстане, поскольку она не предусматривает налоговый учет расходов. То есть вы можете заниматься МСБ в пределах 137 млн тенге, показывать доход, платить с него 3% и вы практически неуязвимы для того, чтобы вам пересмотрели налоговые обязательства. Теперь рассматривается вопрос ввода с 2020 года специального налогового режима по упрощенному порядку учета доходов и расходов. Причем именно налоговики, которые участвуют в рабочих группах, считают, что крайне важно вести тотальный учет расходов. В чем причина, я понять не могу", - пояснил Ошакбаев.

Экономист отметил, что основным аргументом структур является то, что они должны знать и учитывать, куда бизнес тратит деньги. Спикер добавил, что помогают ужесточать бизнес-среду отмена патента для индивидуального предпринимателя в сфере торговли, увеличение ставки налога в три раза, отмена льгот по КПН.

"Мы утверждаем, что в подобных предложениях не учитывается текущая ситуация с падением деловой активности. Например, по статистике, на 1 октября 2016 года количество действующих субъектов бизнеса сократилось на 104 тыс. единиц, или 8%, выпуск упал на 6,9%. Мы потеряли свыше 100 тыс. занятых людей. На этом фоне объем налоговых поступлений вырос на 1,1 трлн тенге, или на 23%. Причем объяснение, что это все – эффект девальвации, немного неубедительно. Конечно, он тоже присутствует, но не всеобъемлюще", - заметил Ошакбаев.

Спикер пояснил, что если налоговые поступления выросли на 23%, то хотя бы один из вышеназванных факторов должен вырасти. А так как серьезного роста налоговой базы нет, остается вариант роста налоговой нагрузки.

По причине факта ужесточениея фактического изъятия пошлин Ошакбаев сравнил налоговые структуры со старшеклассниками, которые говорят: "У тебя деньги есть? Нет? А если проверим?".

"Как правило, ужесточение идет через распределение планов по сбору налогов. На местах это заканчивается тем, что по конкретному предприятию есть позиция того, сколько он должен выплатить налогов независимо от его финансовой ситуации. И с него любым способом альтернатива совершенно другая, иначе "мы будем проверять", - объяснил аналогию экономист.

Он добавил, что здесь не учитывается уровень теневой экономики в Казахстане. Согласно официальной статистике, доля этого сектора составляет 28%, согласно альтернативному исследованию Центра прикладных исследований "Талап" – 39%.

"Существуют 24 методики определения уровня теневого сектора, поэтому наши статистики разнятся. Однако здесь можно увидеть то, что в целом уровень высок. Государство борется с теневой экономикой методом ужесточения. Мне же кажется, что высокая доля говорит о том, что в Казахстане текущие уровни ставок и платежей очень высокие. И, таким образом, у людей есть стимул уходить в тень. Поэтому для того, чтобы понижать данную статистику, по моему мнению, нужно снижать налоговую нагрузку и упрощать налоговое администрирование", - выразил свою точку зрения экономист.

Он взял за объяснение своей позиции кривую Лаффера, которая является граффическим и устойчивым отображением зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. 

кривая Лаффера e-reading.club

"Если у вас налоговая ставка 0%, то в бюджет поступит 0 налогов. А если ставка 100%, и вы забираете все, то поступления также будут нулевые, потому что нет никаких стимулов что-то делать. Между ними есть средняя точка, которая максимизирует поступления. И нужно понимать, где мы находимся. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов считает, что нам есть, куда расти. Мы считаем, что мы на кривой справа, и пора уже ослаблять нагрузку", - заявил Ошакбаев.

Почему нагрузка повышается?  

По мнению Ошакбаева налоговые поступления в бюджет и теневой сектор нельзя рассматривать отдельно от расходов. В связи с этим он предположил, что на данный момент, возможно, расходы бюджета на данный момент рассматриваются как целевой ориентир по сбору налогов.

"В пользу роста налоговой нагрузки выступает снижение размера гарантированного трансферта из Нацфонда до 2 трлн тенге. Из дохода в бюджет выпадает порядка 900 млрд тенге. Мы выдвигаем гипотезу, что основным драйвером налоговой нагрузки является рост расходов бюджета", - добавил он.

Спикер пояснил, что с 2012 года расходы бюджета практически выросли в два раза (на 93%), а новая смета 2017 года предполагает одномоментный рост затрат на 31%. При этом бюджетная нагрузка в 2017 году вырастет до 22,5% ВВП.

"Это очень высокий уровень. Мы считаем, что более оптимальным является - 16,5%. Для меня совершенно очевидно, что рост изъятия налоговой ренты и бюджетной нагрузки превышает темпы развития экономики и тому подобное", - заметил Ошакбаев.

Экономист добавил, что несмотря на падение доходов не происходит продекларированная оптимизация бюджетных расходов. Из-за этого спикер считает, что за счет покрытия бюджетных и небюджетных затрат средства нацфонда могут быть значительно истощены в течение нескольких лет.

"Наши прогнозы улучшает тот факт, что цены на нефть выросли. Семь месяцев назад мы прогнозировали истощение за пять лет, сейчас нужно пересчитывать. В целом я хотел бы успокоить, что объем запасов у нас достаточно высок, причем выше, чем резервы, но тем не менее. В целом мы приходим к выводу, что пополнение госбюджета осуществляется с помощью налоговых нагрузок", - объяснил Ошакбаев.

Для сравнения он привел в пример подсчеты, согласно которым при новом НДС, будет привлечено к увеличению расходов 645 млрд тенге. При этом уменьшатся МСБ, выпуск обрабатывающей промышленности и так далее. При классическом налоге с продаж при ставке 7%, доходы с бюджета пострадают на 735 млрд тенге, но выпуск вырастет на 3,5%, обрабатывающая промышленность увеличится на 1,8%. Валовые накопления усилятся на 2,2%.

Напомним, ранее на CFO Summit 2017 председатель совета директоров Visor Capital Айдан Карибжанов рассказал о том, из-за чего в Казахстане появились банки-зомби и почему необходимо перезагрузить ситуацию на финансовом рынке. Также глава Centras Group Ельдар Абдразаков назвал пять системных финансовых рисков страны, которые существуют на данный момент

Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.