Ошакбаев: Министерству нацэкономики не стоит латать бюджетные дыры за счет МСБ

Эксперт объяснил, почему он против увеличения налогооблагаемой базы и предложил свое решение проблем государственной казны

28 октября 2016 года
    

Известный казахстанский экономист Рахим Ошакбаев специально для читателей LS изложил свое мнение о грядущем снижении порога постановки на НДС, которое инициировало министерство национальной экономики. Редакция публикует письмо председателя попечительского совета центра прикладных исследований "Талап".  

В условиях нарастания кризисных явлений решение о снижении порога по НДС является непродуманным и чревато негативными социально-экономическими последствиями, поскольку сейчас только МСБ может обеспечить занятость и развитие экономики.

С рядом казахстанских экономистов мы уже выпустили совместное заявление по вопросу снижения пороговой ставки НДС.

Министерством национальной экономики логика снижения порога по НДС объясняется необходимостью снижения теневого оборота и легализации бизнеса.

Как справедливо отметили депутаты мажилиса парламента, остается непонятным, как снижение порога по НДС будет стимулировать выход бизнеса из тени.

Очевидно, что повышение порога по НДС, как и повышение налоговой нагрузки, концептуально не решает проблему теневого сектора, а, напротив, приведет к очередной волне дробления среднего и крупного бизнеса на малые предприятия.

При текущей слабой деловой конъюнктуре и росте ВВП всего на 0,4% по полугодию заявления о повышении налоговой нагрузки формируют пессимистичные ожидания в отношении бизнес-климата, будут угнетать деловую активность, негативно отразятся на занятости, создадут стимулы ухода из бизнеса или ухода в тень.

Отмечая необходимость наращивания налоговых поступлений, в министерстве национальной экономике публично не обсуждают потенциал снижения бюджетных расходов. Они только за последние пять лет (2013-2017) вырастут на 43%!

Существуют огромные возможности для снижения малоэффективных бюджетных расходов, за счет чего можно было бы не повышать нагрузку на бизнес и не осуществлять внешние займы. Это прежде всего касается трат на выполнение государственных заданий квазигосструктурами, на содержание госаппарата, госсубсидии, финансирование квазигосударственного сектора.

Эффективность таких бюджетных трат на госпрограммы и якобы поддержку бизнеса через квазигоссектор вызывает очевидные сомнения.

Односторонний подход министерства национальной экономики, основанный на лишь на повышении налоговой нагрузки при игнорировании "слона" в виде неэффективных расходов, вызывает только недоумение.

В своем совместном заявлении с экономистами мы привели пример расходов республиканского бюджета на 2017-2019 годы, которые пойдут на кредитование Банка развития Казахстана, - 167 млрд тенге.

При снижении порога по НДС дополнительные поступления в бюджет с более чем 33 тыс. предпринимателей составят ровно такую же сумму.

Это свидетельствует о системной ошибке формирования и использования средств бюджета, когда налоги собираются с большого числа субъектов МСБ, а финансируется ограниченный круг крупных частных, а также квазигосударственных структур.

Поэтому сегодня министерству национальной экономики не стоит заниматься латанием дыр бюджета за счет МСБ, а необходимо начать работу над разработкой комплексного решения по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы на много лет вперед, ее адаптации к низким ценам на нефть. В свою очередь публичную дискуссию по этому вопросу нужно было начать еще вчера.

Ранее казахстанские экономисты высказали свое мнение о реформах чиновников.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.