В Агентстве по регулированию финрынка рассказали о том, что делать казахстанцу, если на него незаконно оформили кредит, передает LS.
В ответе на официальный запрос LS в АРРФР сообщили, что в первую очередь заемщику необходимо узнать наименование организации, которая выдала ссуду. Далее нужно проверить, имеет ли данная компания лицензию на осуществление своей деятельности. Список можно найти на сайте агентства.
"Заемщику необходимо написать заявление в эту организацию, подробно указав в нем всю имеющуюся информацию. В случае утери платежной карты или документа, удостоверяющего личность, нужно приложить подтверждающую справку и обязательно потребовать проведения внутреннего служебного расследования. Кредитная организация должна официально зарегистрировать заявление, а его копию с регистрационным номером представить заемщику", – пояснили в АРРФР.
Кроме этого, у компании следует запросить копии договора, приложений к нему и документов, удостоверяющих личность, а также реквизиты счета, на который переведены деньги. Не лишним будет уточнить данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.
"В случае отказа компании в предоставлении документов заемщик может подать жалобу в агентство и обратиться с официальным заявлением в правоохранительные органы. Будет назначена почерковедческая экспертиза, которая установит, что в договоре займа не подпись получателя. Если кредит был оформлен в кредитоматах, то в них установлены видеокамеры, записи с которых помогут идентифицировать получателя. Если это онлайн-заем, то правоохранительные органы смогут по IP установить злоумышленников", – отметили в агентстве.
Заемщик может подать в суд, если компания не найдет доказательств того, что деньги получили мошенники. В случае вынесения решения в пользу пострадавшего кредитная организация должна:
- прекратить требовать оплату долга;
- списать задолженность;
- направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из кредитной истории клиента.
"Рекомендуется периодически проверять свой персональный отчет даже при отсутствии действующего кредита. Запросить его можно в Государственном м Первом кредитных бюро. Заемщик имеет право получить свою полную кредитную историю один раз в год бесплатно", – подчеркнули в агентстве.
Помимо этого, в АРРФР напомнили, что с 7 апреля 2022 года введен дистанционный процесс оспаривания информации в кредитной истории на медиапортале fingramota.kz, а также на сайтах ГКБ и ПКБ. Услуга предоставляется бесплатно. Прием заявок осуществляется в режиме онлайн.
Оспорить информацию можно:
- при обнаружении в кредитной истории текущей просрочки по погашенному платежу;
- при наличии задолженности по закрытому договору;
- при оформлении на заявителя кредита мошенническим путем;
- если в кредитном отчете заявитель увидел запрос на получение кредитной истории организацией, которой он не давал согласие;
- при отображении некорректной информации персональных данных; при отсутствии статуса "реабилитирован" по кредитным контрактам.
"Для подачи заявления необходимы номер телефона, зарегистрированный в базе мобильных граждан, и актуальный персональный кредитный отчет. Затем в течение 15 рабочих дней заявителю будет направлен соответствующий результат на электронную почту", – резюмировали в АРРФР.