Казахстан планирует на $17,9 млрд увеличить несырьевой экспорт к 2025 году. Об этом LS сообщили в министерстве торговли и интеграции.
В ведомстве отметили, что ежегодный рост составит 10,2% до $40,7 млрд в 2025 году. При этом в 2019 году экспорт составил $22,8 млрд, а в 2020 году запланировано $26,9 млрд.
"В целом Казахстан не планирует выделить топ-10 стран для наращивания экспорта. Рассматривается любое государство, готовое тесно сотрудничать с нами и заинтересованное в отечественных товарах", – пояснили в Минторге.
Вместе с тем, по информации министерства, есть топ-10 стран, с наиболее большим потенциалом наращивания экспорта. К ним относятся Китай, Германия, Индонезия, Франция, США, Южная Корея, Италия, Япония, Великобритания и Австрия.
Совокупный потенциал в эти страны составляет порядка $5 млрд по 87 товарным наименованиям. В основном это ферросплавы, уран, прутки и полуфабрикаты из железа, трубы, оксид алюминия, арматура для трубопроводов, полипропилен, продукты неорганической химии. Из пищевой промышленности это мука, воды минеральные, масло подсолнечное, макаронные изделия, кондитерские изделия, шоколад и тому подобное.
По отдельности потенциал роста экспорта в Китай составляет $808 млн по 60 товарным наименованиям. В Германию – на $629 млн по 55 товарам, Индонезию – на $526 млн по 70 товарам, Францию – на $497 млн по 45 товарам, США – на $480 млн по 60 товарам, Южную Корею – на $447 млн по 50 товарам, Италию – на $403 млн по 55 товарам, Японию – на $396 млн по 50 товарам, Великобританию – на $395 млн по 55 товарам и в Австрию – на $383 млн по 50 товарам.
Вместе с тем в текущем году определены 11 приоритетных товарных позиций с наиболее высоким экспертным потенциалом. Это растительные масла, мучные изделия, макаронные изделия, баранина, свинина, говядина, пестициды, удобрения, нефтехимия, трансформаторы, аккумуляторы.
"В 2019 году экспорт вышеуказанных товаров составил $566 млн. Планируется увеличение экспорта данных товаров до $5,9 млрд к 2025 году", – уточнили в Минторге.
Из $5,9 млрд дополнительного потенциала более 60% приходятся на рынок Китая. В первую очередь за счет высокого спроса на товары АПК, а также на продукты нефтехимии. Это такие товары, как растительные масла, баранина, свинина, говядина.
Россия является следующим крупнейшим экспортным рынком (около 10%) за счет товаров АПК, пестицидов и машиностроения. В Россию также планируется увеличение экспорта говядины и свинины.
На другие страны приходится около 30% экспортного потенциала – это страны ЦА, Ближнего Востока и дальнего зарубежья. В данные страны будет в основном увеличен объем экспорта удобрений и нефтехимии и растительных масел.
Напомним, ранее в министерстве торговли и интеграции отмечали, что потенциал наращивания экспорта свинины оценивается в пределах $780 млн – $1,1 млрд, в основном на рынок Китая.