Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев провел заседание по вопросу перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, передает LS со ссылкой на Акорду.
Он подчеркнул, что данный аспект является последовательным и закономерным этапом развития республики.
"Реализация одной из пяти институциональных реформ, предложенных мной, предполагает наделение правительства дополнительными исполнительными полномочиями в сфере экономики. При этом в компетенции президента будут оставаться основные вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы между ветвями государственной власти", - уточнил Назарбаев.
Глава государства также обратил внимание на снижение количества полномочий, отнесенных изначально сугубо к компетенции президента Казахстана.
"К примеру, полномочия в части утверждения программ, вопросы кадровых изменений в правительстве, создания новых органов управления могут быть переданы в компетенцию правительства и парламента", - добавил президент.
В то же время Назарбаев подчеркнул необходимость усиления роли парламента в системе госуправления.
"В наших условиях правительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом, должна быть пересмотрена роль парламента в отношении правительства по многим вопросам, - подчеркнул он.
Руководитель рабочей группы Адильбек Джаксыбеков доложил главе государства о выработанных предложениях по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти. В соответствии с поставленной задачей сформулированы предложения по трем направлениям.
Первое - это предложения по перераспределению законодательно установленных полномочий главы государства, которые не требуют внесения изменений в Конституцию. В этой части обобщены предложения государственных органов. В целом предложения касаются полномочий, которыми регулируются вопросы социально-экономической сферы. Это вопросы управления экономикой, финансами, государственным имуществом, полномочия, связанные с решением отдельных вопросов административно-территориального устройства.
Второе. Верховным судом и Генеральной прокуратурой представлены предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности судебной и правоохранительной систем, которые также не требуют внесения изменений в Конституцию. Это предложения, касающиеся усиления судебного контроля, дальнейшего сокращения участия прокуроров в гражданском и административном процессе. Всего в судебно-правовой сфере представлено 13 предложений, не требующих конституционных изменений.
Третье. Рабочей группой отдельно рассмотрены порядка 40 предложений, предполагающих коррекцию норм Конституции. Активность в этом вопросе проявили представители депутатского корпуса, научно-экспертного сообщества. Внесенные предложения предусматривают расширение полномочий парламента и его палат, в том числе при формировании правительства. Также предложено усилить подотчетность правительства перед парламентом и его палатами.
Кроме того, по данным Джаксыбекова, поступили предложения по усилению самостоятельности и ответственности правительства. Часть предложений, направленных на модернизацию судебно-правовой сферы, также связана с изменением Конституции. В частности, речь идет о возможном уточнении статуса и функций Верховного суда и определении требований, предъявляемых к судьям. Было предложено скорректировать нормы, определяющие статус и полномочия органов прокуратуры. Внесены предложения о совершенствовании механизма конституционного контроля.
"Также выработаны и вносятся на рассмотрение президента подходы по возможному изменению норм Конституции, направленные, прежде всего, на расширение полномочий парламента, а также усиление самостоятельности и ответственности правительства", - добавил Джаксыбеков.