Предприниматели просят президента отменить спорный запрет на вычеты в новом Налоговом кодексе

сегодня

Налоговый альянс снова обратился к президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой пересмотреть запрет на вычеты по сделкам на специальном налоговом и общеустановленном режиме, передает LS.

Речь идет о пункте 6 статьи 286 нового Налогового кодекса "Затраты, не подлежащие вычету", предусматривающем запрет на вычеты при операциях между плательщиками специального налогового режима по упрощенной декларации (СНР УД) и общеустановленного режима (ОУР).

"В текущей редакции данная норма искажает логику фискальной политики и не может рассматриваться как подлежащая доработке, а требует исключения из проекта Налогового кодекса до выработки альтернативных, более адресных механизмов регулирования", – считают в альянсе.

Эксперты отмечают, что понимают обеспокоенность государства эпизодами некорректного использования упрощенного режима. Однако считают, что запрет на вычеты представляет собой методологически неверное решение, не соответствующее современным принципам налоговой политики. Вместе с тем подобный механизм ограничения права на вычет в зависимости от налогового режима контрагента не используется в международной практике.

"В странах с сопоставимыми налоговыми системами противодействие злоупотреблениям строится на принципах адресности, риск-ориентированного контроля и тестов взаимозависимости, а не на разрыве хозяйственных связей между добросовестными субъектами рынка, ограничивающем естественный рост малого бизнеса", – говорится в письме к главе государства.

В альянсе добавили, что норма по запрету на вычеты затрагивает около 400 тыс. добросовестных предпринимателей на СНР и более 150 тыс. компаний на ОУР, при том что потенциальный фискальный эффект остается ограниченным. Согласно их анализу, предлагаемый механизм не достигает заявленных фискальных целей и создает системные угрозы для предпринимательского сектора, инвестиционной активности и экономического развития страны в целом.

На практике сложная конструкция запрета на вычеты уже приводит к значительному непониманию среди предпринимателей. Существенная часть интерпретирует данную норму как фактический запрет на взаимодействие между плательщиками ОУР и СНР, что усиливает неопределенность и формирует негативные ожидания в деловой среде. Это, по мнению экспертов, является экономическим риском, снижает инвестиционную активность, стимулирует отложенные решения и подрывает доверие к предсказуемости налоговой политики.

"Цель настоящего обращения – не критика как таковая, а формирование более точных регуляторных решений, которые позволят устранить отдельные нарушения без разрушения легитимных хозяйственных связей, обеспечивающих связанность и устойчивость экономики", – пояснили в альянсе.

По мнению экспертов, используемый в публичной аргументации тезис о 400 тыс. недобросовестных субъектов не подтверждается структурой доходов плательщиков СНР. По данным министерства нацэкономики, из 396 969 плательщиков данного режима 233 267 субъектов (59%) имеют годовой доход от 1 до 15 млн тенге, то есть около 1 млн тенге в месяц до вычета расходов.

"Масштабное занижение КПН при таких оборотах маловероятно, однако именно эта категория де-факто оказывается наиболее затронутой запретом. В результате норма формирует обратный стимул: вместо перехода на ОУР часть предпринимателей будет вынуждена рассматривать переход в режим самозанятости", – говорится в письме.

При сопоставимых объемах оборота (порядка 1 млн тенге в месяц) данный режим предполагает существенно более низкую налоговую нагрузку и меньшие административные требования. Кроме того, в отличие от операций с СНР, расходы по сделкам с самозанятыми сохраняют право на вычет для компаний на ОУР.

"Таким образом, мера фактически стимулирует уход из формального зарегистрированного бизнеса в сегмент самозанятых, одновременно создавая более благоприятный налоговый режим для таких операций с точки зрения контрагентов на ОУР", – пояснили в альянсе.

При условном обороте затронутой группы в 12 млн тенге в год (максимальный порог оборота самозанятого) потенциальные потери бюджета могут составить до 84 млрд тенге ежегодно (233 тыс. × 12 млн × 3% индивидуального подоходного налога), приводятся данные в письме.

"400 тыс. недобросовестных" – статистическая иллюзия

Согласно анализу альянса, лишь незначительная часть бизнеса находится в сегментах, где теоретически возможно использование схем занижения КПН. По данным МНЭ, объем прослеживаемых товарных операций составляет около 1,3 трлн тенге из 5,37 трлн тенге всех взаиморасчетов между СНР и ОУР в 2023 году.

"При этом данные сделки по своей природе не могут использоваться как фиктивная база для занижения КПН, поскольку их реализация требует документально подтвержденного происхождения товара, наличия источника возникновения и полной прослеживаемости по цепочке поставок", – напомнили профучастники.

Отдельно необходимо обратить внимание на сегмент аренды в объеме 217 млрд тенге, считают в альянсе, который, по словам экспертов, может рассматриваться госорганами как потенциальная зона риска исключительно в случае сделок между взаимозависимыми лицами.

"Однако даже в подобных ситуациях разделение владения активами и операционной деятельности является стандартной международной практикой управления рисками, направленной на защиту имущества от операционных, кредитных и судебных рисков, а не на снижение налоговой нагрузки. Следовательно, сама по себе структура отношений "упрощенная декларация – ОУР" не может служить основанием для введения общего запрета на вычеты", – считают в альянсе.

Остальная часть взаимодействий между СНР и ОУР приходится на услуги, логистику, IT, ремонт, образование, питание и другие виды деятельности, где возможные риски носят индивидуальный характер и устраняются стандартными инструментами администрирования. Эксперты подчеркивают, что введение общего запрета на вычеты приводит к непропорциональному ущербу для добросовестных участников рынка и разрыву легитимных связей.

"Проведенный ранее расчет показал, что доля оборотов СНР в общем объеме расходов компаний на ОУР составляет всего 3,8% (данные за 2023 год). Это свидетельствует не о масштабной проблеме злоупотреблений, а о низкой степени интеграции малого бизнеса в цепочки поставок более крупных компаний – факторе, который, согласно международной практике, должен усиливаться для повышения производительности, устойчивости и развития сектора МСБ", – говорится в обращении к К-Ж. Токаеву.

По данным альянса, запрет на вычеты затрагивает не только около 400 тыс. компаний на СНР, но и более 155 тыс. компаний на ОУР, выстраивающих с ними хозяйственные связи.

"Для компаний на ОУР данная норма означает прямой рост издержек, поскольку при утрате права на вычет поставщики будут вынуждены компенсировать налоговую нагрузку за счет повышения цен", – поясняется в письме.

По оценкам, дополнительные издержки для компаний на ОУР могут составить не менее 20-30%, особенно в сегментах, где взаимодействие с малым бизнесом является структурно необходимым.

Наиболее уязвимым является рынок аренды. Так, арендодатели в большинстве случаев не смогут перейти на ОУР, поскольку их налоговая нагрузка возрастает как минимум на 26% (16% НДС и 10% ИПН).

"Это напрямую приведет к росту себестоимости для компаний на ОУР и, как следствие, к повышению цен для конечных потребителей, усиливая инфляционное давление в экономике", – подчеркнули в альянсе.

Эксперты отмечают, что в результате норма формирует искаженные стимулы и для компаний на ОУР. То есть вместо углубления формализации и расширения прозрачной работы она подталкивает бизнес к поиску обходных режимов и переходу в СНР, чтобы сохранить конкурентоспособность. Такой эффект, по мнению альянса, усиливает фрагментацию экономической структуры и противоречит стратегическим целям государства по расширению налоговой базы, развитию формального сектора и повышению производительности.

Предложения Налогового альянса

Были направлены следующие предложения:

  • ограничение вычетов исключительно по операциям между взаимозависимыми лицами (тест связанности);
  • введение порога материальности для вычетов при работе с субъектами МСБ;
  • формирование белого реестра поставщиков с электронным контролем счетов-фактур;
  • применение риск-ориентированного налогового контроля вместо общего запрета.

В альянсе предложили рассмотреть введение дифференцированной ставки налога для операций между плательщиками СНР и ОУР на уровне 6% от оборота. Это, по мнению экспертов, позволит одновременно снизить искажения налоговых стимулов, защитить интересы бюджета, сохранить цепочки поставок и минимизировать риски сегментации рынка.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.