В Казахстане предложили регламентировать ответственность акимов, их заместителей и первых руководителей энергообъектов за срыв подготовки к отопительному сезону, передает LS.
По словам председателя Высшей аудиторской палаты Натальи Годуновой, существующие ограничения в Предпринимательском кодексе в части проведения проверок с непосредственным выходом на энергообъекты не позволяют осуществлять их полноценный контроль.
"В связи с этим считаем необходимым вывести госконтроль в сфере теплоэнергетики из общего порядка проведения контроля и надзора (ст. 129 Предпринимательского кодекса). А также регламентировать в КоАП ответственность должностных лиц (не ниже замакимов) и первых руководителей энергообъектов за срыв подготовки к отопительному сезону и допущенные нарушения в ходе его прохождения", – заявила она.
Отметим, что Высшая аудиторская палата провела госаудит эффективности управления в сфере теплоснабжения.
"Аудит проводился в 47 госучреждениях и на 44 субъектах естественных монополий. Проверена эффективность использования свыше 140 млрд тенге бюджетных средств и 480 млрд тенге активов. По результатам выявлены финансовые нарушения на 23 млрд тенге (в том числе по бюджетным средствам на 6 млрд тенге), неэффективное планирование бюджетных средств на 37 млрд тенге, экономические потери и упущенная выгода на 117 млрд тенге", – сказала глава палаты.
В целом на строительство, реконструкцию и ремонт объектов теплоснабжения в период с 2020 по 2022 годы было направлено 250 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета - 84 млрд тенге, уточнила Годунова.
"Однако сегодня для всех очевидно, что слабая подпитка ресурсами не обеспечивает необходимый запас прочности и безаварийность работы теплоэнергетической системы. Об этом свидетельствует высокая степень износа основного оборудования ТЭЦ – в среднем по стране 66%, износ тепловых сетей – 54%. Из общего количества ТЭЦ 76% – со сроком службы более 50 лет, 24% - более 30 лет. Средний срок службы ТЭЦ составляет 61 год", – отметила она.
При этом Годунова рассказала о системных проблемах теплоснабжения.
"Первое. Нескоординированность планов действий центральных и местных госорганов и отсутствие системного подхода в развитии теплоэнергетики. До настоящего времени нет полноценной правовой основы для регулирования теплоэнергетики и всей совокупности отношений в области теплоснабжения. В отрасли отсутствует общая автоматизация и цифровизация, которая позволяла бы определить полную картину технического состояния. Решение вопроса видится в централизации функций в одном госоргане", – продолжила она.
Второе: по ее словам, при подготовке к отопительному сезону отмечается отсутствие должной системы энергетического контроля со стороны центральных госорганов и акиматов.
"Отдельные контрольные функции, переданные на региональный уровень, не используются в полной мере. Так, в некоторых регионах ряд субъектов естественных монополий не проходили обязательную паспортизацию готовности к отопительному периоду. Наиболее высокая доля отсутствия паспортов готовности выявлена в Атырауской (53%), Павлодарской, Акмолинской областях и области Абай (от 18% до 30%). При этом акиматы не принимали меры административного реагирования к субъектам, не прошедшим паспортизацию. Хотя такой инструмент есть. Более того, все эти объекты работали в зимний период без паспортов готовности", – подчеркнула Годунова.
Кроме того, по ее словам, сдерживающими факторами при реализации инфраструктурных проектов зачастую являются некачественное проектирование и ненадлежащее исполнение подрядчиками договорных обязательств.
"К примеру, всем известный проект по строительству ТЭЦ-3 в Астане реализуется с 2011 года, на момент аудита подтверждено выполнение работ всего на 64% (вместо заявленных акиматом 83%). При этом отмечается удорожание проекта более чем на 40%. Также имеются факты превышения тепловой нагрузки над имеющимися мощностями источников энергии. К примеру, за 2021-2022 годы при наличии дефицита мощностей энергоисточников города на подключение к тепловым сетям "Астана-Теплотранзит" выдал технические условия на подключение к центральному отоплению 730 юридическим и 360 физлицам", – сказала она.
В дальнейшем это повлекло рост дисбаланса между располагаемой мощностью и нагрузкой потребителей в 2023 году с дефицитом в 403,9 Гкал/ч, и, соответственно, риск необеспечения качественной тепловой энергии, отметила Годунова.
"В связи с этим важно обеспечить увязку жилищного строительства городов с действующими мощностями инженерной инфраструктуры с учетом растущей нагрузки. Если говорить в целом по столице, то отмечается аффилированность компаний, занимающихся разработкой проектно-сметной документации, строительством и пусконаладочными работами по семи проектам на 178 млрд тенге, в том числе и по проекту ТЭЦ-3. Данный факт фиксировался Счетным комитетом еще в 2017 году", – напомнила она.
Не соблюдаются сроки продолжительности строительства, определенные в заключении госэкспертизы, добавила Годунова.
"Например, продолжительность реализации проекта "Расширение ТЭЦ-2 города Астаны" рассчитана на 7,5 лет. Реконструкция данного объекта осуществляется с 2009 года и должна была завершиться в 2016 году. Однако с учетом всех продлений завершение планируется к концу текущего года (более 13 лет). По завершении строительства объекты не принимаются эксплуатирующей организацией под различными предлогами, а по факту – во избежание увеличения налоговых обязательств. Только по Астане 14 таких объектов на 30 млрд тенге", – резюмировала она.
В целом, для повышения инвестиционной привлекательности ВАП рекомендовано внесение изменений в Налоговый кодекс в части сокращения ставки налога на имущество по объектам теплоснабжения по аналогии с объектами питьевого водоснабжения – с 1,5% до 0,1% от среднегодовой балансовой стоимости, чтобы избежать подобной ситуации.
Между тем спикер мажилиса Ерлан Кошанов поднял вопрос о ситуации на Аркалыкской ТЭЦ.
"У Аркалыкской ТЭЦ был паспорт готовности? По моей информации, у них не было. Я был в Аркалыке. Там всю зиму они проблемы имели. Я лично ездил", – высказался он.
На это Годунова ответила, что на станции в цеху вообще ничего не видно, даже собственной руки.
"Там ситуация такая. Система гидрозолоудаления для гидравлической транспортировки в бетонных каналах золошлаковых отходов от котлов имеет проблемы с забиваемостью каналов. Не выполнена кислотная промывка и щелочение котлов. Имеет место низкое качество питательной воды, не соблюдены параметры водно-химического режима и т.д. В результате предприятие вынуждено закупать электроэнергию. Тогда как по проекту планировалась выработка электроэнергии как для покрытия собственных нужд, так и для продажи", – пояснила она.
При этом, по словам Годуновой, за 2022 год расходы по приобретению электроэнергии составили 265 млн тенге.
"Потери предприятия за счет увеличения объема потребления технической воды составили порядка 20 млн. 285 млн тенге – это только из-за того, что некачественно был реализован инвестиционный проект", - подчеркнула глава палаты.
В свою очередь спикер мажилиса добавил, что за такое необходимо рассмотреть ответственность на законодательном уровне.
Ранее Годунова предлагала увеличить штрафы для чиновников за неэффективное привлечение и освоение внешних займов, а также ввести ответственность для чиновников за недостижение результатов по нацпроектам и программам.