Необоснованное использование Нацфонда госорганами усиливает иждивенчество – Счетный комитет

18 июля 2022 года

Несбалансированность налогово-бюджетной политики и непоследовательность решений привели к потере накопительной и сберегательной функций Нацфонда с 2014 года. К такому выводу пришли в Счетном комитете, передает LS.

В отчете по государственному аудиту использования трансфертов из Нацфонда с 2019 по 2021 годы сообщается, что неэффективность исполнения сберегательной функции прослеживается в динамике накоплений активов. Начиная с конца 2014 года с максимальным значением в $73,2 млрд по 2021 год они снизилась на 24%. 

При этом за 12 лет (с 2010 по 2021 годы) использовано около 31,9 трлн тенге, что превысило поступления прямых налогов от организаций нефтяного сектора (30,7 трлн тенге) почти на 1,3 трлн тенге.

"Несбалансированность налогово-бюджетной политики, непоследовательность решений привели к потере накопительной и сберегательной функции Нацфонда с 2014 года. За последние 12 лет использование средств Нацфонда превысило объем поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора",– считают в Счетном комитете.

Также в документе подчеркнули, что государственная политика использования средств Нацфонда менялась почти каждые пять лет, трижды – концептуально:

1) 2010 год: фиксирование гарантированного трансферта в размере $8 млрд (+/- 15%) с направлением целевого трансферта на реализацию неокупаемых социально значимых крупных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования. При соблюдении данного подхода средства Нацфонда к 2020 году должны были составить не менее $180 млрд (по факту ниже почти в три раза);

2) 2016 год: фиксирование гарантированного трансферта (в 2021 году – 2,7 трлн тенге, в 2022 году – 2,4 трлн тенге);

3) с 2023 года: размер гарантированного трансферта будет основан на контрцикличном бюджетном правиле (цена отсечения). Целевой трансферт планируется выделять на антикризисные программы, а также на неокупаемые социально значимые объекты национального масштаба, стратегически важные инфраструктурные проекты при отсутствии альтернативных источников финансирования.

В Счетном комитете заметили, что предназначение Нацфонда, изначально предполагающее направление его средств на поддержку экономики в периоды спада, искажено. Так, при экономическом росте отмечено активное использование Нацфонда, тогда как обоснованность изъятия средств из него прослеживалось только в 2015-2016 годы и в 2020 году.

"На фоне непредсказуемой геополитической ситуации, анонсированного перехода к зеленой экономике и низкоуглеродной стратегии продолжение такой практики хаотичного расходования накопленных в благоприятный период нефтяных сбережений создает все предпосылки к истощению Нацфонда. При расчете из среднего объема использования за последние пять лет средства Нацфонда, имеющиеся на конец 2021 года, равнозначны семи годам его использования (28 трлн тенге по 3,9 трлн тенге)", – посчитали в ведомстве.

Вместе с тем наиболее интенсивное использование средств Нацфонда наблюдается с 2014 года с ростом к предыдущему периоду более чем на 39% с пиковыми значениями в 2017 и 2021 годах. При этом на 2021 год приходится самый большой объем средств, выделенных в виде целевого трансферта – в 1,7 раза выше среднего значения в анализируемом периоде (более 1 трлн тенге).

"Центральными госорганами допускается необоснованное прямое финансирование деятельности подведомственных предприятий (субъектов квазигоссектора) за счет средств Нацфонда, что создает нагрузку на бюджет, а также усиливает иждивенчество. Имеет место также отвлечение средств Нацфонда на кредитование юрлиц, что запрещено законодательством", – отметили в документе.

Что касается не использованных или не возвращенных в Нацфонд средств, то за 2015-2021 годы эта сумма составила 72,3 млрд тенге, из них по итогам 2021 года – около 60 млрд тенге. В ходе аудита приняты меры по возмещению 60 млрд тенге.

Кроме того, отмечено слабое взаимодействие центральных и местных исполнительных органов при реализации инвестиционных проектов за счет средств Нацфонда, что приводит к их неэффективному планированию и использованию.

"Интенсивное использование средств Нацфонда приводит к сокращению международных резервов страны, что влечет значительные риски снижения суверенного рейтинга Казахстана и, как следствие, к увеличению стоимости внешнего заимствования для правительства в будущем", – резюмировали в Счетном комитете.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.