Коррупционные правонарушения в квазигосударственном секторе Казахстана выросли в полтора раза в 2016 году по сравнению с прошлым годом, передает LS со ссылкой на Национальное бюро по противодействию коррупции.
По данным ведомства, в 2015 году было выявлено 143 правонарушения, в текущем году – 202.
"Здесь в основном преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм", - отмечает агентство.
Таким образом, было арестовано руководство "Байтерек Devolopment", которое наладило схему по получению взяток от 13 организаций в Уральске, Кокшетау, Атырау, Актобе, Таразе, Талдыкоргане за лоббирование их интересов при строительстве арендного жилья в рамках госпрограммы "Нурлы жол".
Согласно анализу, были выявлены несколько дискреционных и коррупционных норм в деятельности "Байтерек Development":
- прием заявок от застройщиков осуществляется исключительно напрямую путем обращения в "Байтерек Development" (в бумажном формате);
- необоснованно определен значительный перечень представляемых документов (всего 43);
- процесс рассмотрения документов сведен к прохождению многочисленных этапов, при этом оператор наделен правом отправить проект на доработку либо вообще отказать в его рассмотрении;
- состав комиссии по отбору проектов состоит исключительно из руководителей и представителей заинтересованных подразделений "Байтерек Development".
"Искусственно созданные барьеры, отсутствие открытости, широта дискреционных полномочий, безусловно, явились условиями для коррупции", - пояснило Национальное бюро.
Подобные преступления с участием первых руководителей были обнаружены в госкорпорациях "Астана ЭКСПО-2017", социально-предпринимательской корпорации "Астана", социально-предпринимательской корпорации "Жетысу", "Казахстан темир жолы", "Казахтелекоме", "Международном центре приграничного сотрудничества "Хоргос", "КазМұнайГазӨнімдері" и других.
Нацбюро отметило, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в квазигосударственном секторе 55% (112) совершается в рамках закупок.
"Первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов при осуществлении закупок, информационно-аналитической платформы, недостаточный уровень прозрачности, преобладание административных способов регулирования. Вместе с тем документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, проведения экспертизы, регистрации в органах юстиции как нормативные правовые акты. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям. В системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты, заявки в отдельных компаниях по-прежнему принимаются в бумажном формате", - объяснило ведомство.
В связи с этим Национальное бюро предложило:
- кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного нормативного правового акта и внедрением современных механизмов электронных закупок;
- провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний, регламентирующих порядок расходования государственных средств, путем создания специальную рабочей группы из числа представителей заинтересованных госорганов, субъектов квазигосударственного сектора и национальной палаты предпринимателей "Атамекен";
- распространить нормы Закона "О правовых актах" о порядке разработки, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие и опубликования на внутренние документы квазигосударственного сектора;
- рассмотреть вопрос о проведении аудита финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов квазигосударственного сектора, комплексного анализа национальных компаний и их дочерних организаций на предмет эффективности, прибыльности и результативности;
- внести соответствующие изменения в Правила отбора и финансирования проектов жилищного строительства в рамках программы "Нұрлы жол", исключающие коррупционные и дискреционные нормы, предусмотреть механизмы открытости и прозрачности принимаемых решений с внедрением института общественного контроля.