Корпоративное банкротство сдерживает развитие бизнеса – Нацбанк

По мнению аналитиков, процедура реабилитации проходит не в интересах кредиторов

6 марта 2020 года
    

Неэффективный институт корпоративного банкротства остается сдерживающим фактором для финансовой стабильности. Об этом говорится в отчете Национального банка за 2018 год и I полугодие 2019 года, передает LS.

Согласно документу о финансовой стабильности, указанный институт тормозит вовлечение в экономический оборот ресурсов несостоятельных заемщиков, создает благоприятные условия для потери стоимости, повышает кредитные риски банков и сдерживает развитие бизнеса.

По данным аналитиков надзорного ведомства, процедуры реабилитации и банкротства проходят не по инициативе, не под контролем и не в коллективных интересах кредиторов.

"Они поздно инициируются, затянуты, неоправданно дорогие, непрозрачные, создают возможности для вывода активов. Законодательство и практика правоприменения не соответствуют принципам защиты прав залоговых кредиторов, особенно при реабилитации. Доминируют наиболее примитивные формы урегулирования несостоятельности", – говорится в отчете финстабильности.

По официальной информации, ликвидация составляет более 90% случаев. Практически отсутствуют возможности для реструктуризации под контролем кредиторов.

"Создание условий по оздоровлению предприятий через повышение эффективности процедур банкротства является приоритетной задачей обеспечения финансовой стабильности. В I полугодии 2019 года законодательство предоставило абсолютный приоритет залоговым кредиторам в рамках банкротства, но основная масса проблем осталась нерешенной", – отметили в Нацбанке.

Аналитики отмечают, что необходимо проведение целой реформы для повышения эффективности института банкротства.

Кроме того, в документе подчеркивается, что переход на политику инфляционного таргетирования позволил повысить макроэкономическую стабильность. Это дало возможность более эффективно реагировать стране на внешние шоки.

"Предпринимаемые реформы в макроэкономической политике создают задел для снижения зависимости и более устойчивого развития. Дальнейшее повышение потребует принятия более контрацикличной и предсказуемой фискальной политики, а также проведения структурных реформ", – сообщается в отчете.

Фискальная позиция Казахстана в 2018 году заметно улучшилась: ненефтяной дефицит сократился с 12,7% до 7,6% ВВП.

"Международные активы правительства в I полугодии прошлого года выросли и стабилизировались на уровне $60 млрд. Долгосрочные макроэкономические риски в основном были связаны с опережающим ростом бюджетных расходов (13% в год в среднем за последние три года и 19% в 2019 году)", – отмечается в документе.

По мнению представителей главного банка, для повышения эффективности госрасходов и ослабления зависимости экономики от сырьевого цикла необходима стабилизация реального обменного курса на конкурентоспособном уровне.

Помимо этого, в Нацбанке рассказали о ситуации на кредитном рынке Казахстана.

"Во II полугодии 2018 года выдача займов бизнесу выросла на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Однако в 2019 году было зафиксировано снижение", – говорится в отчете.

По словам директора департамента финансовой стабильности и исследований Сабита Хакимжанова, частично в этой статистике сидит рефинансирование хороших заемщиков в других банках и вынужденная пролонгация плохих клиентов, которую фининституты могут структурировать как новый заем.

"По нашим оценкам, такие объемы составляют около 30% выданных в 2018 году корпоративных кредитов. Тем не менее, рост есть. И он достигнут за счет тех банков, которые хорошо капитализированы и не занимались в 2011-2014 годы связанным кредитованием", – пояснил Хакимжанов.

Тем не менее представитель Нацбанка отметил, что рост кредита без учета его качества несет серьезные риски.

"Этот показатель ни в коем случае не должен становиться критерием оценки деятельности банковского сектора или деятельности регулятора. Это очень плохой индикатор. И тем более рост кредита не должен становится целью, особенно для финансового регулятора, основным мандатом которого является обеспечение финансовой стабильности. Такая цель, такой индикатор создадут очень опасный конфликт интересов", – добавил он.

Хакимжанов отметил, что выдавать ссуды закредитованному заемщику ответственный банк не будет.

"Это не значит, что в стране нет кредитоспособного спроса. Хорошие заемщики есть, но их мало. И, как это обычно бывает, чем лучше заемщик, чем больше у него собственного капитала, чем ниже его кредитный риск, тем меньше он зависит от банковского кредита. Поэтому риски будут зависеть от масштабов кредитования и от условий", – подчеркнул представитель Нацбанка.

Он добавил, что фининститутам нужно предоставить выгодные условия для хорошего заемщика.

"Что касается банков, которые менее чем хорошо капитализированы, которые выполняют требования по капиталу, но нарушат их, если начнут кредитовать, то здесь все будет зависеть от своевременности и жесткости надзора. Нацбанк и АФР предпримут все усилия, чтобы ограничить такой непродуктивный кредит", – заключил Хакимжанов.

Ранее LS писал о том, жители каких регионов больше всего задолжали банкам по кредитам.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.