МВФ не поддержал идею использования денег ЕНПФ на инфраструктурные проекты

21 ноября 2023 года

Международный валютный фонд не поддерживает решение использовать пенсионные средства на инфраструктурные проекты, передает LS.

Глава миссии МВФ по Казахстану Николя Бланше ответил на вопросы журналистов о том, как фонд оценивает информацию об использовании 1,5 млрд тенге из ЕНПФ.

"Мы считаем, что инфраструктурные проекты лучше всего финансировать за счет бюджета. И не считаем, что наилучший способ поддержать – за счет пенсионного фонда", – заявил он.

Представитель МВФ также ответил и на вопрос о повышении НДС, введении налога на роскошь и отмене части льгот.

"Что касается налоговой реформы, то мы очень ее поддерживаем и даже оказываем техническую помощь. НДС в 16%, если сравнить Казахстан с другими странами, – это не очень высокий уровень. Мы считаем, что в этом случае налоговые доходы, особенно ненефтяные, могут быть повышены. Мы также поддерживаем введение прогрессивной шкалы. Что касается налога на доходы корпораций, то нужна единая ставка, это наше предложение правительству", – ответил он.

Касательно вопроса налоговых льгот эксперт уточнил, что МВФ знает о планах правительства по их отмене.

"Мы поддерживаем любую отмену налоговых льгот, потому что они вызывают искажение в экономике. И всегда выступаем за простоту в налоговой системе", – добавил Бланше.

В целом, по его словам, в Казахстане экономический рост был достаточно устойчивым в этом году.

"Прогнозируем, что рост экономики составит 4,8% по году. Это обеспечено работой нефтяного и ненефтяного секторов экономики. Кроме того, надо отметить, что вторичные последствия войны в Украине оказали лишь ограниченное влияние. Инфляция снижается, в феврале она достигла пика в 21%, а сейчас – менее 11%, то есть чуть-чуть превысит прогнозируемый показатель на конец года. Ожидаем, что темпы роста будут более умеренными в следующем году. Цифры будут ниже, чем в этом году. Одна из основных причин – снижение объемов добычи нефти из-за задержек расширения Тенгизского месторождения. Но в будущем ожидаем, что рост останется в пределах 3-3,5%. Я говорю о ненефтяном росте. Если взять общий рост, он может быть другим, в зависимости от объемов добычи нефти", – пояснил глава миссии.

Он также добавил, что видит множество рисков для страны.

"В сторону понижения – из-за снижения объемов добычи нефти, что очень важно для экономики Казахстана. Также глобальные условия, условия торговых партнеров, возможности экспортных поставок нефти – все это сказывается на ситуации. Кроме того, вторичные последствия войны в Украине могут быть более сильными, геополитическая фрагментация также может сыграть свою роль, в том числе надо учитывать и фактор санкций", – пояснил Бланше.

В свою очередь старший экономист департамента МВФ по денежно-кредитным системам и рынкам капитала и руководитель миссии FSAP Пьерпаоло Гриппа рассказал, что на данный момент финансовая система остается устойчивой.

"Буферные запасы по капиталу и ликвидности по большинству банков адекватны. Может быть, некоторым игрокам необходимо сформировать дополнительные резервы, чтобы достичь удовлетворительных уровней устойчивости в тех чрезвычайных кризисных сценариях, которые мы тестировали. Глобальные сценарии, которые являются достаточно неопределенными – это турбулентность на рынках стран с формирующейся экономикой, геополитические риски, и в долгосрочной перспективе имеются серьезные вызовы с точки зрения перехода к низкоуглеродной экономике", – отметил он.

Анализ климатических рисков показывает, что Казахстан и банковская система действительно подвержены риску как внутреннего, так и глобального характера, подчеркнул представитель МВФ.

"Особенно это касается ускорения соответствующих мер, и в рамках сценария быстрой декарбонизации мы оцениваем, что издержки для банковской системы могут быть на 30% выше в горизонте 5-7 лет. Поэтому надо готовиться к более сложным временам. Мы не можем сказать, что обязательно наступят какие-то критические ситуации, но исключать этого нельзя, и власти должны быть к этому готовы. Кроме того, есть возможность совершенствования дальнейшего в финансовом надзоре. Один из этих вопросов – внедрение консолидированного надзора. Это означает, что он должен осуществляться не только за банками, но и фингруппами. Это единственный способ избежать рисков в ходе мониторинга регулятором", – пояснил он.

Еще одна область, в которой возможны дальнейшие совершенствования – поправки в законодательство по кредитованию связанных сторон, продолжил Гриппа. Именно этот фактор вызывал банковские кризисы в прошлом, напомнил он.

"Казахстан раньше в случае кризисов действовал не в соответствии с передовыми международными практиками. Самая главная цель антикризисного управления проблемных структур – это обеспечение эффективного регулирования, чтобы банки, которые находятся в кризисной ситуации, не могли рассчитывать на спасение за счет средств государства. И чтобы они не воспринимали ситуацию так, что им обязательно эти средства будут предоставлены. Но мало данное условие прописать в законодательстве, важно подкрепить это работой всех официальных органов финсектора на всех уровнях. И если вдруг возникнет новый кризис, все юридические положения должны быть готовы, чтобы официальные органы знали, как можно действовать безотлагательно", – резюмировал экономист.

Напомним, в начале года появилась информация о том, что Нацбанк хочет разместить до 500 млрд тенге пенсионных активов в облигациях "Байтерека".

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.