Как мошенники обманывают казахстанцев

Эксперт рассказал о фишинге, скимминге и других видах обмана

21 июня 2019 года
    

LS подготовил материал о самых распространенных финансовых схемах, используемых мошенниками для обмана казахстанцев.

Директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Константин Пак выделил два основных направления мошенничества: кредитное и карточное.

В первом случае, займ оформляется на ничего не подозревающего человека и сводится к манипуляции с документами, удостоверяющими личность:

- Использование утерянных документов. Очень часто их обладатели не обращаются в соответствующие органы для замены или делают это несвоевременно. Мошенники находят похожего по фото человека и с его помощью оформляют кредит.

- Использование поддельных документов. Это более продвинутый способ. Обычно используются утерянные или действующие документы старых образцов, в которых заменяется фото обладателя на фото мошенника.

- Мошенничество со стороны людей, имеющих доступ к документам человека – близких родственников, бухгалтеров, HR-специалистов.

"В основном такие кредиты оформляются на товары непосредственно в магазинах техники и на людей, у которых не было каких-либо взаимоотношений с конкретным банком ранее – то есть у фининститута нет досье клиента и он достоверно не знает, как выглядит человек. Наличие кредитной истории (а значит актуального фото) в разных розничных банках поможет защититься в подобных ситуациях, и конечно важно вовремя обращаться в ЦОН для замены утерянного удостоверения", - отметил Пак.

Он добавил, что в Казахстане на рубеже 90-х и 2000-х годов были разные требования и стандарты изготовления документов, удостоверяющих личность. Так, по его словам, определенная часть граждан, особенно в сельской местности до сих пор обходится советским паспортом. Также часто со временем искажаются фотографии на документах, либо они ненадлежащего качества.

Что касается карточного мошенничества, то смысл этой схемы заключается в краже платежных реквизитов и кодов доступа банковской карты. Данный вид хищения в профессиональной среде называется "фишинг".

Представитель АФК привел в пример одни из наиболее популярных вариантов указанного обмана.

- Клон популярного интернет-магазина или интернет-банкинга. Сайт может быть воссоздан очень детально и точно. Однако его адрес в адресной строке будет отличаться, также на нем будут отсутствовать сертификаты безопасности, о которых свидетельствует ссылка, начинающаяся с https.

- Электронная рассылка писем. На почтовый адрес приходит письмо якобы от банка с просьбой, где приводится достаточно убедительная причина, чтобы держатель карты передал платежные реквизиты карты мошенникам.

- Использование фальшивых аккаунтов в Skype и социальных сетях. Тут действует схема подобная созданию сайта-клона. Клиент банка ищет службу поддержки в социальных сетях и попадает не на официальные страницы, а к мошенникам, которые выдавая себя за сотрудников финструктуры также пытаются узнать платежные реквизиты карты.

- Проведение всевозможных опросов и розыгрышей призов. В последнее время в социальных сетях от имени банков проводят фальшивые опросы, которые обещают крупное вознаграждение за предоставленные ответов.

- Телефонные звонки. Данный вид мошенничества получил большое распространение в последнее время. Схема отработана – клиенту банка звонит человек, представляющийся сотрудником (обычно службы безопасности) и под каким-то предлогом (к примеру поступившего сигнала о несанкционированной операции по карты) также просит выдать платежные реквизиты. Телефонные мошенники ведут себя достаточно правдоподобно, у них отработаны разные сценарии поведения.

Пак рассказал также и о "скимминге" - создании клона платежной карты.

"Дубликат делали во время выезда наших граждан за границу (обычно в страны юго-восточной Азии, восточной Европы, США и Латинской Америки) при использовании банкоматов. Мошенники устанавливали на них спецустройства, так называемые "скиммеры", которые и считывали информацию с магнитной полосы платежной карты. В комплекте также устанавливаются видеокамеры или накладные клавиатуры, которые помогают считать PIN-код. Однако, карты выпущенные в Казахстане оснащаются EMV-чипами и данные мошеннические транзакции можно обжаловать и вернуть деньги", - пояснил он.

Пак добавил, что благодаря развитию технологий, обязательному внедрению новых стандартов безопасности и обновлению платежной инфраструктуры данный вид мошенничества постепенно сходит на нет.

Кроме того, он советует не забывать о самом распространенном виде мошенничества – бытовом, когда доступ к карте получают близкие родственники, члены семьи, коллеги, домработницы и прочие лица из ближнего круга.

В заключение Пак подчеркнул, что закрытие рисков мошенничества это больше вопрос финансовых учреждений, так как убытки оплачиваются за счет их прибыли.

"Системных рисков в этой сфере мы сейчас не наблюдаем. Государство может облегчить процессы проверки личности/бизнеса, предоставив такую функцию через ограниченный доступ в государственные базы данных для рынка. В случаях карточного мошенничества поможет только финансовое просвещение граждан. Карта сама по себе очень продуманный и безопасный инструмент платежа. И усилия мошенников направлены исключительно на неграмотность их держателей, доверчивость и незнание основ обращения с ней", - резюмировал он.

Ранее LS писал о том, что мошенники обманули казахстанцев на 24,6 млрд тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.