Министерство финансов разработало план по пополнению бюджета. Об этом сообщил глава ведомства Бахыт Султанов, передает корреспондент LS.
По словам министра, в план включены работа по отработке контрагентов лжепредприятий и лиц, чья регистрация признана недействительной; налоговые проверки; отработка участников госзакупок; улучшение показателей по возмещению ущерба лжепредприятиями, экономической контрабанде и другое.
"При этом в рамках мероприятий по улучшению налогового администрирования планируется повышение эффективности камерального контроля. С другой стороны, министерством финансов активно применяется "Народный контроль", который позволит передать рейдовые проверки покупателям. И теперь покупатель сам ведет естественный отбор продавцов", - рассказал Султанов.
Он отметил, что в долгосрочной перспективе для повышения эффективности использования средств казны создана комиссия при правительстве. Она будет заниматься анализом бюджетного законодательства и проверками по эффективности расходования средств.
"В среднесрочной перспективе планируется снижение дефицита бюджета до 1% к ВВП, что позволит снизить зависимость экономики страны от внешних факторов и нагрузки по обслуживанию правительственного долга. При этом, ведется политика снижения ненефтяного дефицита до 7% к ВВП, то есть снижение зависимости бюджета от нефтяных "инъекций", - пояснил министр.
Он добавил, что пересмотр политики ненефтяного дефицита позволит сберечь поступления от продажи сырья для будущего поколения. Так, начиная с 2020 года, гарантированный трансферт из Нацфонда в бюджет будет зафиксирован в абсолютном значении в тенге. При этом для плавного перехода на новое правило его размер будет снижен поэтапно: в 2018 году – 2,6 трлн тенге; в 2019 году – 2,3 трлн тенге; в 2020 году и последующие годы – 2 трлн тенге.
"При формировании бюджета на 2016-2018 годы проведена работа по укрупнению госпрограмм на республиканском уровне. В результате появилась гибкость в исполнении бюджета, возможность самостоятельно управлять средствами. В настоящее время рассматривается вопрос укрупнения бюджетных программ на местном уровне", - отметил Султанов.
Он подчеркнул, что существующая система бюджетного планирования в Казахстане построена на кассовой основе, на потоках, получаемых и выплачиваемых денежных средств. Тогда как в передовой международной практике используется другой принцип, который обеспечивает признание результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.
"Это позволяет получить полноценную картину влияния принимаемых решений не только на денежные потоки, но и активы и обязательства правительства, в том числе долгосрочного характера. На данный момент министерством ведется работа по разработке и внедрению данного метода. При этом недостаточно правильно спрогнозировать доходы и эффективно спланировать расходы бюджета. Не маловажным фактором является результативность бюджетных средств, то есть, освоение администраторами выделенных бюджетных средств", - объяснил он.